Рассылка новостей



Новости

Архив новостей

Горные гиды: медленно, но верно

12 Август 2009

В продолжение темы дискуссии “Подготовка горных гидов в России. Проблемы и перспективы” публикуем выступления Сергея Зон-Зама и Николая Веселовского – руководителей хели-проектов компаний “Альпиндустрия” и “Вертикальный мир” и организаторов соревнований по фрирайду.

На встрече в Безенги, посвященной программе запуска проекта подготовки горных гидов в России присутствовали два гида UIAGM (Международная федерация ассоциаций горных гидов, Union Internationale des Associations de Guide de Montagne) – Жан-Франсуа Хагенмюллер (Франция) и Урс Тиннер (Швейцария). В течение плодотворной беседы гиды рассмотрели несколько вариантов развития будущего этой профессии в России, в том числе было выделено три возможных сценария:

• не делать ничего;
• адаптировать для России отдельные курсы согласно примеру Канады (отдельно курс скалолазания, отдельно – альпинизма и т.п.);
• попробовать приблизиться к цивилизованному миру и постепенно идти путем апробации профессии гида в нашей стране с перспективой вхождения ее в организацию UIAGM.

Высказались на эту тему и Сергей Зон-Зам и Николай Веселовский, как люди, много лет развивающие в России фрирайд, хели-бординг и коммерческие восхождения.


Говорит Сергей Зон-Зам, “Альпиндустрия”.

Российский альпинизм всегда был одним из сильнейших в мире, у нас он вышел из военно-прикладного вида спорта. И в нем было подобие профессии горного гида: раньше она называлась “тренер-спасатель”.

В настоящее время мы вот уже 20 лет занимаемся коммерческим альпинизмом – люди, готовые платить большие деньги за занятия альпинизмом (в том числе за выездной туризм), у нас есть.

Вопрос с подготовкой гидов актуален – мы как компания “Альпиндустрия”, сами пытались заниматься обучением, в том числе провели три сбора с приглашением гидов UIAGM за их ту самую зарплату 300 евро в день. Участвовали в сборах, проведенных компанией “Русский Хели Проект” на Камчатке в декабре 2008 года, где преподавал канадский гид Кевин Бокхолт.

Основной вопрос нынешней ситуации работы горных гидов в России: ситуация у нас – как в Пакистане и Индонезии. Любой человек может назвать себя гидом, и его работа будет зависеть от того, насколько он найдет доверие у клиентов. Такой официальной профессии – “горный гид” – у нас пока нет, и в горах по закону могут находиться любые люди. А случится что – МЧС должно спасать вроде как всех.

Соответственно, на мой взгляд, главный вопрос – это курс урегулирования. Мы можем создать любой профессиональный союз, но он будет работать только для нас. И мы будем долго и нудно воспитывать клиентов, чтобы они начали верить любому значку – UIAGM, или другому, который мы придумаем. За это время будут происходить несчастные случаи, а это – жизни людей. И нельзя не думать о том, что подобные происшествия будут наносить удар по всему рынку. По репутации, по престижу компаний.

Мы в своей работе это очень четко понимаем и стараемся набирать гидов, хотя бы прослушавших курс лекций в школах, близких к квалификации UIAGM. Таких людей у нас в стране крайне мало, но они, в принципе, есть.

Но порой, когда с группой приезжает швейцарский гид, а наш начинает ему что-то говорить, в глазах иностранца можно прочесть нечто такое… И я его понимаю – буржуй первый раз видит человека, он же не знает Виктора Янченко! И если бы у наших гидов был значок UIAGM, иностранцам это было бы намного понятнее.

Касательно программы обучения горных гидов. Я считаю, что рынка ски-альпинизма в России пока нет. Мы занимаемся продажами оборудования, и, условно говоря, в год в России продается 100 комплектов ски-туровского снаряжения и 4500 фрирайдовых лыж. Цифры понятны.

При этом мы много занимаемся фрирайдом и хели-ски и считаем, что зимой в горах “лавинка”, знание противолавинных курсов – это все. Мне кажется, ски-тур нельзя делать основным лыжным блоком обучения программы горных гидов, потому что основной рынок России – это фрирайд и бэккантри. Когда люди идут вверх, чтобы спуститься на лыжах, а не для того, чтобы подняться, как это делают ски-туристы. Для них лыжи – это только удобный способ не очень красиво откуда-то съехать…

Коллеги, которые работают в области предоставления услуг на фрирайд-рынке, сами к этому пришли – начали приглашать гидов из-за рубежа за те же самые 300 евро в день. Потому что у них подготовка гораздо более глубокая. Хотя у нас лыжники катаются тоже очень хорошо. Приобретенный опыт “лавинки” и (в какой-то степени) медицинские навыки тоже достаточно хороши. Но – в России я знаю многих людей, которые сдадут вступительные экзамены на звание горного гида по альпинизму; знаю людей, которые сдадут горные лыжи и знаю единиц, которые сдадут полный курс.

Поэтому мне кажется, что пока в России для внутреннего пользования стоит преподавать курс “Гид фрирайда и хели-ски”, который будет объединен с основными блоками только по лавинной безопасности и медицине. А особо одаренные (например, Сергей Кофанов) могут получать соответствующий значок горного гида сразу.

Значок, на мой взгляд, нам необходим. Наша страна будет принимать много туристов – у нас есть Алтай, Камчатка, хели-ски, фрирайд – 50-60 процентов туристов “Альпиндустрии” – это зарубежные клиенты, и там этот значок нужен. И нашим партнерам, и клиентам, которые воспитаны на западе с той точки зрения, что не доверят свою жизнь человеку, не имеющего официального подтверждения своей подготовки.

Наверное, пока этот значок нужен только для престижа работы, доверия клиентов. Вопрос урегулирования туристического сообщества – очень сложный. Хотя можно конкретизировать страхование пострадавшего в зависимости от того, был он на маршруте с гидом, или без него.

Это долгий путь – воспитание клиентов, которые платят большие деньги, и будут любить себя и брать все самое наилучшее. Работодатели придут к этому довольно быстро, все уже знают людей, которые к этому пришли. Для себя мы тоже пользуемся такими вещами: наши гиды – это минимум кандидаты в мастера спорта, у них есть опыт работы в реальном, а не общественном МЧС. И хорошее катание.

Потому что есть лыжники, которые участвуют в соревнованиях и очень хорошо катаются, а есть альпинисты, которые катаются надежно, безопасно и этого достаточно для работы в хели-ски. Но (возвращаясь к значку) – вряд ли одного катания достаточно для того, чтобы в глазах клиента быть авторитетом.

Мое мнение простое – из трех путей, которые нам предложил французский коллега, нужно двигаться долгим путем. Пока мы к нему идем, надо проходить второй путь (вводить отдельные программы обучения “гид по альпинизму”, “горный гид по лыжам”). А первый путь (ничего не делать, оставить все как есть) заведет нас не туда.


Говорит Николай Веселовский, “Вертикальный мир”.

Компания “Вертикальный мир” специализируется на бэккантри и фрирайде – на лыжных дисциплинах, связанных с горами. Поэтому с одной стороны я выступаю как работодатель, с другой – как гид, потому что сам провожу программы и участвую в них.

Если говорить о пути развития профессии “горный гид”, который мы могли бы избрать, то я бы шел от рынка услуг. Поскольку мы говорим о гидах в коммерческом аспекте – это не инструктор по альпинизму, который обучает людей. Где есть деньги – там есть рынок. На мой взгляд, на сегодняшний день рынок у нас абсолютно сырой, “некультурный”.

Что я имею в виду? В принципе, потребитель услуги горных гидов есть – не важно, альпинист он или лыжник. Для него не существенно, есть ли у гида значок, какое-то стандартизированное образование, или нет. Он готов потреблять услугу, скажем так, на дружеских началах.

Что касается международного клиента, то здесь ситуация еще хуже – в принципе, имидж России действительно находится на уровне Пакистана, Индонезии и так далее. И соответственно, насколько и каким бы сильным не был российский гид, без его имиджа и имиджа школы (которые действительно у нас есть) этот барьер все равно не преодолеть. Так или иначе, без сертификации гидов нас не будут воспринимать как людей, способных предоставлять безопасный продукт за деньги. А именно это и есть гид.

Если исходить из этого, конечно, нам нужно иметь в голове “вариант номер 3”, когда в финале мы получаем полностью сертифицированных по международным стандартам гидов, способных делать в горах абсолютно все, по всем специализациям. Но промежуточным этапом, видимо, нужно избрать систему “тематических гидов”, которая представлена в Канаде (также как и в США, и в Новой Зеландии). Поскольку, наверное, таким образом мы уже сможем задать какие-то стандарты. Пусть они будут не всеобъемлющими, по всем дисциплинам, но хотя бы по отдельным. Так мы получим на внутреннем рынке абсолютно нормальных гидов, к которым будет доверие, у которых будет имидж, престиж. А после этого сможем перейти к полноценной деятельности. Это с одной стороны.

С другой стороны, есть еще одна тема, которая вызывает вопросы, и она тоже связана с рынком. Как упоминали эксперты из Европы, человек, который хочет там стать гидом, должен заплатить 15 тыс. евро за курс обучения (который длится порядка 5 лет). После этого он получает возможность полноценно работать и зарабатывать от 300 евро в день.

Наши эксперты озвучили 12-15 тысяч долларов за полный курс обучения – это практически та же сумма. Но, заплатив эти деньги и отучившись, наш гид не сможет зарабатывать аналогично зарубежному. Рынок к этому еще не готов. Соответственно, в определении цены, видимо, нужно исходить из рынка. В частности, если начинать обучение не с курса в целом, а с отдельных модулей, его стоимость снизится автоматически. Грубо говоря, можно сдать модуль по скалолазанию, получить сертификат. И при этом начинать полноценно работать. Это как первый шаг.

Если в каждой дисциплине будут сделаны эти первые шаги, после этого потихонечку общий уровень будет подтягиваться. Да, это займет те же 5-7 лет, но работа будет начата.

Автор:
Наташа Полетаева
Источник:
<a href="http://extreme.sport-express.ru/" target="_blank">extreme.sport-express.ru</a>
---

Разное