Рассылка новостей

Архив публикаций

Сергей Лавров: Экспедиция на Лхоцзе

30 Май 2009

Этот рассказ был записан во время заседания комитета по альпинизму в МАЛ «Хан-Тенгри» 27 мая.

- У нас было три первых выхода, у нашей группы (а группа планировала взойти на Эверест) была задача послабее, а вот первая группа, где были Максут с Васей, в третий выход ходила на Южное седло, оставила депозит и часть снаряжения они оставили в четвертом лагере на Лхоцзе – то есть за три выхода сделали все правильно, – говорит Сергей Лавров. – А мы переночевали только на 7100. Вторая группа на Лхоцзе постоянно не дорабатывала: Тёма заболел, его спустили, второй раз тоже спустили… и они выше, чем 7200, не поднялись и не доделали свою работу. Как только они сделали три выхода, у нас по плану был отдых в Дебоче, и тут всех под одну гребенку – вторую группу тоже отпустили. Вот это было неправильно. Им надо было сделать или четвертый выход, или отдыхать недолго в базовом лагере. Потом было принято решение взять для меня пермит на Лхоцзе и меня включили в команду. Как только они вернулись из Дебоче, хотели выйти 10-го, но нам позвонили и сказали, что пермит для меня будет готов только 11-го. Вышли 11-го, пришли все десять человек в 4 лагерь. Стоим на расстоянии в несколько метров, Тёмы с нами уже не было. Нас пугали, что там этот Швейцарский кулуар со льдом, что там неимоверно сложно, что там нужны перила и мы связались с этими перилами. Туда шерпы занесли 5 бухт двухсотметровых, две бухты взяла первая группа, а две – наша группа. Они тяжелые, кладешь в рюкзак 6 кг и прухи нет. Мы вышли поздно – Дима Греков здоровый парень, но ночью перила не видит и не выходит в темноте.

- У него принцип: высотный альпинизм начинается после рассвета, – добавил Денис Урубко.

- По-нашему надо было выйти в час. Я мог выйти один, но вдруг там лед… А на самом деле оказалось там надо взять ледоруб, одну тридцатку на группу и идти. Мы потащили две по двести, развесили, Греков довесил последнюю веревку в 13.45 и говорит, я вниз. Я вижу, парни наверху, думаю, долезу сейчас, достал эту бухту, на конец перил бухнул, взял ледоруб и пошел. Иду, потом смотрю, пошли пуки старых перил, хватаешься при необходимости и все. Три часа – я лезу, 4 часа – лезу, а в пять часов наши ребята повернули. Хотя у меня была идея – ведь казахстанские альпинисты ходят ночью на восхождения, фонарик в порядке, термос полный, здоровье есть, думаю, пойду на вершину, но смотрю, Шутов валит, ему плохо, и в 7.30 мы были у палатки. А Сане Рудакову дурно, надо было валить вниз, а он остался на сутки и еще раз остался ночевать на 7900. Мы ночевали в шерпаковской палатке, она трехместная, впятером можно залезть, но там трое уже сидят и Саня там. И я, пока горячий, взял спальник и повалил по перилам на 7100 – это уже не 7900, не сдохнешь. Я таскал свою рацию, сообщил, я там-то, чтобы не потеряли. В семь часов встали и вниз. На 8400 я встретил Шутова, он сказал, что у него колени подгибаются. Ну пошли вместе. Первая группа была в штурмовом лагере, под утро они со всем скарбом пошли в сторону вершины и в последнюю секунду они должны были сами решить – или идти на траверс с рюкзаками, или найти какое-то другое решение, я не в курсе их тактического плана. Мы три дня спускались, ребята начали болеть. У Софрыгина что-то с легкими, пневмония, он за день спустился в Луклу, в Катманду я его встретил и не узнал – пол Софрыгина, только глаза и скулы. Он шел первым и куда-то взошел, а было 5 часов уже и ребята сказали – мы не полезем. А когда он рассказывал это в базе, все заинтересовались – ну- ка поподробнее!

- Под кулуары и первый пупырь слева – это считается вершина, – сказал Денис. – Там скальная стенка, старые перила, вылазишь на огромный снежный карниз метров 12 в высоту, с перемычки там метров 40.

- Шерпаки сказали ему – ты залез, – добавил Сергей.

Но этот факт еще нужно попытаться доказать.