Рассылка новостей

Архив публикаций

Чо Ойю по Юго-Восточной стене. Акробатические этюды на высоте

29 Май 2009

Денис Урубко и Борис Дедешко поставили перед собой сложную задачу – пройти по юго-восточной стене пика Чо-Ойю. 8 дней они пили едва растопленный снег, откапывались из-под лавин, но дошли и вернулись. Восточная мудрость гласит: ребенок мал и слаб, и у него впереди вся жизнь, а я большой и сильный, поэтому должен уйти. У каждого свой путь к свободе, и где же компромисс…

Но вот старший сын Дениса Степан, в четыре часа утра, подпрыгивая от счастья, толкает груженую баулами и рюкзаками тележку из здания аэропорта, младший сын Захарка уже хорошо говорит, подросла Машенька, а у Бориса их трое – мал мала меньше, симпатичные, как свеженький зеленый горошек… Отцы уже обеспечили громкие имена своим детям. Они большие и сильные, но уходить им нельзя – ведь их любят и ждут.

- Маршрут опасный, самый сложный из всех, которые я когда-либо проходил, – рассказывает Борис Дедешко. – Мы поднимались вверх по вертикальной стене, а когда нам пришлось спускаться по пути подъема, уже явно было видно, что многие участки были с отрицательным уклоном. Когда висишь на веревке и ни руками, ни ногами не касаешься стены, это бодрит, но кончается веревка и тот, который спускается первым, должен раскачаться и зацепиться за скалы. Я когда по льду спускался, там был участок с отрицательным уклоном и мне пришлось размахиваться, выгибать тело и зарубаться, а после этого подтягиваться ледорубом к ледовой стене. Это получалось не с первого раза – бутылочный лед откалывался линзами, плюс ко всему огромное количество выпавшего снега сделало маршрут очень опасным: я спускался, подрезал склон, сходили лавины и два раза я кувыркался в снежной массе, но наш спуск проходил по всем правилам альпинизма и не произошло несчастного случая – я оставался на перилах, которые были надежно закреплены и выдерживали все это. Правда, седых волос на голове прибавилось и я счастлив, что мы выжили. Там было далеко не 50 на 50, у нас было процентов 10 против 90, что все удастся сделать нормально, нам помогли опыт и удача.

- Я хотел избежать лишнего прессинга со стороны знакомых и прессы: мы выбрали сложный маршрут и ничего не хотели объявлять заранее. Я приехал в Непал раньше, чем Борис, – вспоминает Денис Урубко, – и надо было очень грамотно построить акклиматизацию. Трогать маршрут нельзя из принципиальных соображений, а мы собирались идти в альпийском стиле, поэтому мы с Борисом отправились для акклиматизации на вершину Гьячунг канг – по соседству семитысячник, залезли на 7100, увидели Эверест, а потом мы попали в противофазу, то есть мы спустились в базу, когда была хорошая погода, еще неделю я болел, подцепив от треккеров какую-то заразу, и когда мы полезли на стену, погода испортилась.

Мы взяли продуктов на семь дней и два баллона газа. Непальцам, которые оставались в базе, я сказал, что если через восемь дней мы не вернемся, они должны подойти под стену и просмотреть ее в бинокль, а через 10 дней я предложил им свернуть экспедицию. Я не взял с собой телефон, потому что он тяжелый и я трезво понимал, что если что-то случится на этой горе, то нам никто не сможет помочь. Чтобы кто-то рисковал своей жизнью ради нас под этой стеной, я не хотел, это было мое решение и вся ответственность лежала на мне.

Нижняя часть маршрута – это скальный пояс. Я не представлял, насколько он сложен, мы лезли и на ИТО, и в скальных туфлях… вышли на 6200 на снежно-ледовые участки, а на третий день восхождения началась непогода, которая продержалась пять дней. Я восемь лет грезил этим маршрутом, изучал его, и когда мы ломились в непогоду, я знал каждый следующий шаг и это нам помогло, то есть мы ориентировались, как в собственной комнате, где выключили свет. С высоты 7600 мы сделали штурмовой выход. Планировали спускаться по простому австрийскому маршруту, но из-за сложившейся снежно – ледовой обстановки мы не смогли туда пойти, для этого нам надо было вытащить бивуак как можно выше, но пришлось отступить от запланированного и мы прошли маршрут немного подругому, не так, как хотели. Вышли на правый юго-восточный гребень и по нему дошли до вершины, но палатка у нас осталась на 7600. При повороте на гребень мы оставили рюкзак, как маячок, но тропу мы пробили глубокую, не заблудишься, и по ней спускались.

Скальные участки на высоте удалось обойти, потому что после снегопада стали сходить лавины. Мы сильно рисковали на спуске, на меня упал камень, ударил в голову, Борис попал в лавину. Когда один из нас уходил за перегиб, видно было, что веревка болтается, отступая от скалы на два – три метра. По пути дюльфера несколько раз удавалось использовать выступы какието, но в основном в дело шли крючья, закладки, фрэнды. Пришлось бросать некоторое снаряжение, у нас была только одна веревка 25 метров, это было долго, сложно, продолговато, но маршрут был выбран так, чтобы пройти по этой стене как можно безопаснее.

На 6700 нашу палатку в бергшрунде засыпала лавина, но слой был не очень толстый и мы быстро откопались. Кстати, мы взяли только внутренник от палатки и две стойки вместо четырех, и нас засыпала снежная пыль. Поняли, что там сидеть нельзя, площадку засыпает, из бергшрунда выдавливает. Когда у нас была сидячая ночевка на полке на 6100, мимо нас сходили лавины, падали сераки в двух-трех метрах справа и слева от нас, а наша палатка стояла.

А потом двое суток они сидели в аэропорту Дэли – самолет сломался. Мы донимали справочную службу алматинского аэропорта – когда нам вернут наших друзей? Думали, что спустя двое суток никто среди ночи и не приедет, только мы с нашей камерой да желанием снять встречу для новостного сюжета. Но вот появился Александр Тимофеев, потом скопились альпинисты, подтянулись жены и дети. Мы кучковались и люди стали спрашивать – кого встречаем? Чемпионов мира, блин!