Рассылка новостей

Архив публикаций

Пик Хан-Тенгри. Через тернии к звёздам... Недолёт

20 Август 2010

“База! Я – Батюшка! Находимся в третьем лагере! Самочувствие – нормально! Завтра собираемся предпринять попытку восхождения на вершину!”
“Батюшка! Вас слышу! Принято! Завтра обещают хорошую погоду! Удачи! Мы все болеем за вас!”
“Санёк, во сколько выходим? Как и договорились, в пять утра? Отлично! Значит подъём в три…”

Огромный Nissan Patrol Альфы таранил ночные просторы где то степи… Илья заранее подготовился, установил на свою машину GPS! Вставил туда маршрут и теперь этот агрегат светился и выпендривался всеми цветами радуги… Выехали вечером, Альфе необходимо в девять часов утра быть на работе. Но, правда, ЖПС, что-то всё время менял свои показания. В него была заложена целая Генштабовская карта. И нам выдавались всё новые варианты подъезда к лагерю Кар-Кара. Стемнело окончательно, мы уже проехали посёлок и прорывались где то, где то, не понятно где…

Неожиданно, машина подпрыгнула, заревела от обиды и уже не продвигаясь вперёд, страшно ругаясь, начала буксовать. Стало немного страшно. В кромешной темноте, мы поняли,что попали… На улице холодно, сразу захотелось по теплее одеться. Что бы хоть что нибудь увидеть, надели налобные фонарики. Машина застряла задним колесом. Батюшка где то впереди нашёл русло реки и мы начали таскать камни, что бы подложить их под колёса. С огромным шумом, машина пару раз выругавшись, рванула назад и вылезла из ямы. Правда, на этом приключения не закончились…

Буквально через несколько минут, мы снова застряли, задрав нос машины почти на 80 градусов. Альфа, махнув рукой, сказал, будем тупо толкать нос машины в строну и вылезем! Представить всё это трудно, но… мы снова на колёсах! Теперь, Ярик начал работать штурманом. Он идёт впереди и руководит процессом… Альфа едет строго по указанному пути и громко успокаивает наши души и сердца обещая, что всё будет отлично! Отлично! Отлично! Пока… Альфа.. не прорычал …теперь всё, теперь точно всё… Приехали… Машина перестала слушаться руля! … Хан-Тенгри, в наших глазах начал отдаляться всё дальше, пока не превратился в маленькую точку…

Вся толпа грустно завалилась в кабину, все, кроме Ильи . Тот с ожесточением, курочил там чего то… Наши предложения о помощи отвергались, мы скромно сидели и тихо грустили… Через некоторое время, в руках Ильи появилась здоровенная рулеая тяга, очень сильно погнутая и покоцаная, начал громко тарабанить по ней чем то… Думаем, что делать дальше. Надо возвращаться назад, там где то, мы проезжали чабанов, может за деньги отвезут нас в Кар-Кару… Открывается передняя дверь, появляется счастливое лицо Альфы и… заявляет нам -“Поехали!!!” – “Куда поехали?” – “В Каркару поехали! Надеюсь, тяга выдержит!”

Кар-Кара! Перевалочная база альпинистов. Именно от сюда начинаются самые красивые, самые трудные и сложные, самые интересные пути в высь! От сюда, на вертолёте, нас доставят в Базовый лагерь на ледник Северный Инылчек, под пик Хан-Тенгри. А пока, Казбек Валиев обнял Батюшку Александра, мне пожал руку! На вопрос куда нам деваться, кивнул на зелёную полянку в стороне от лагеря. “Поставьте там палаточку! Вещи можно оставить на складе, вертолёт завтра утром! Отдыхайте! Немного позже – взвешивание!” Альфа уехал, задумчиво сказав, что бы не забыли позвонить заранее, когда будем возвращаться! Наконец, можно расслабиться!

Утро встретило нас хмурыми бровями… Казбек бегал, видно было, нервничал. Ему не давали добро на полёт синоптики. На кануне, мы с Батюшкой на двоих, перевесили за 240 килограммов. Это вес нашего груза и нас вместе взятых. Переживали, что много, поэтому оставили в подарок местным рабочим несколько упаковок минеральной воды, о которых вспоминали потом неоднократно… Очень не хватало нам в последствии вкусной газированной водички…

Наконец, загрузились по автомобилям, подъехали к вертолёту. Пятнадцать человек и огромная куча груза… Вещи занесли в вертушку, нас вернули обратно в лагерь. Погода не шептала… Снова разбрелись по Кар-Каре, кто куда, мы зашли в столовую и попили чайку. Со стороны Алматы, в нашу сторону, продолжала надвигаться чёрная туча… Но… маленькая, белая полоска света за ней, вселяла в нас надежду!

Ура! Нас снова привезли к вертолёту! В этот раз, по команде Казбека, мы быстренько заполнили скамеечки в салоне, по кругу. Вертолёт затарахтел, закрутил всеми своими лопастями минут пять погремел и… взлетел! “А ты летал, когда нибудь на вертолёте? Это всё равно, что на тракторе, только по небу!!!” Народ рядом с нами оказался самым разнообразным. Кто то сразу уснул, кто то смотрел в одну точку и молчал, мы, с большинством примкнули к илюменаторам! Это занятие спасало нас от воздушных ям и мы, не без интереса наблюдали как, сначала зелёные холмы и пригорки превращаются в огромные, снежные, белые и красивые исполины гор!…

Вот он – Базовый лагерь “Северный Инылчек!”
Мы высыпали из вертолёта и начали бегать по леднику, с совершенно безумными глазами! Фотографировали всё, что попадалось на глаза! Погода была прекрасной и пик Хан-Тенгри можно было фотографировать до умопомрачения!

В последствии, я много раз наблюдал, как прилетала вертушка, видел как люди бегали, вспоминал себя и понимал, как это всё смешно и нелепо выглядит со стороны. Рюкзаки наши, тем временем, выгрузили. Батюшка увидел рядом ЕДИНСТВЕННОГО казаха в округе и спросил его, кто здесь Муха! Муха – начальник Базового лагеря и оказался таковым! Он указал нам место рядом, на морене, там можно поставить нашу палатку, сказал позже подойдёт и всё нам объяснит… Вот и началась наша экспедиция на пик Хан-Тенгри!

Через некоторое время у меня заболела голова! Высота – 4000 метров. Вся акклиматизация, проведённая дома пошла насмарку. Голова болела и не проходила! Только утром я почувствовал себя человеком. Слава богу! А то я уж расстроился, не заболел ли! По плану, подробно разработанному для нас Юрием Моисеевым, нам надо прогуляться по леднику, сходить к началу маршрута…

Приготовили завтрак. К сожалению, минимальный пакет в 900 Евро, не позволяет питаться в столовой! Затем надел на себя высотные ботинки в первый раз. Дома я подгонял, вроде, но не носил ещё. Ой! Я почувствовал, что они мне жмут… Пальцы так сдавило на обеих ногах, что до начала маршрута, с огромным трудом, добрался за пятьдесят минут, не получив при этом никакого удовольствия! Снял, вытащил стельки, снова одел и приятная истома пробежалась по моему бренному телу! Вернувшись в Базу, больше ничего не делали и отдыхали ещё один день. Как сказал один Великий человек – “Главное, правильная акклиматизация!”

Батюшка Александр, будучи очень общительным человеком, всё свободное время проводил в столовой, где собирались альпинисты отобедать,отужинать, а затем общались друг с другом, иной раз, до позднего вечера. В любое время там можно было встретить весь цвет Российского Альпинизма.Встречали в лагере дочь Э. Мысловского, сына В. Сидельникова…, легенду Альпинизма Е. Виноградского… Саня, фамилию которого я не знаю, с которым мы познакомились на восхождении, был участником Российской экспедиции этого года на Лхоцзе. Гидами там работали мастера спорта и мастера спорта международного класса! Это конечно, очень интересно, но я целыми днями спал в своей палатке. До тех пор, пока Мухе не позвонил Казбек Валиев и не рассказал, что у него живёт “целый” священник и при всём при этом, легко может освятить Базовый лагерь…“Да и вообще, случай не ординарный! Муха лично пригласил нас на ужин! Извинился! И у нас появился статус! Которым я, всё же пользоваться не хотел и продолжал валяться у себя…

Пора и честь знать! Настал день, мы начали работать! Сначала сходили в первый лагерь, на высоту 4500 метров, посидели там пару часиков, попили чайку и спустились в низ. Сразу же почувствовал, как мне не хватает ледоруба… Ведь не взял же, облегчая рюкзак дома! Склон довольно крутой. Если споткнёшься, ехать далеко. Да ещё и лавинки постоянно летают, хоть и не большие, но противные, могут опрокинуть… Местами открытый лёд…

Сразу на следующий день, после обеда вышли в наш первый серьёзный выход. Снова первый лагерь, переночевали. Утром, не рано, начали продвижение к лагерю 2, который находится на высоте 5500 метров над уровнем моря. На такую высоту подняться не легко, без акклиматизации,даже очень… Шли мы очень долго, каждый шаг считали. Как то сразу я оторвался от Батюшки и шёл всё время один. Состояние организма описать не возможно… Это как тебя стукнули по голове и заставляют лезть вверх, потом ещё раз стукнули да ещё подгоняют… Верёвки провешены, тропа очень крутая по всему маршруту, требуется не малых физических затрат. И стенки, стенки, стенки… Под самым куполом, лагерем на 5500, последняя 85 90 градусов, в темноте, напрягая все свои последние силы, в районе 22-00 я вылез, проклиная всё на свете и начал устанавливать палатку. Спасибо одной девочке из Москвы! Она помогала подняться своему мужу Юре на этой же, последней стенке, Таня принесла мне воды, покричала Батюшку, но не докричавшись, извинилась передо мной за это… Я поставил палатку, пошёл к тропе, дождался Батюшку, в темноте осветил фонариком путь ему, время было 22-40… Есть не хотелось, сразу завалились спать…

По оскароносному плану Юрия Моисеева, на следующее утро нам нужно было подняться на плечо пика Чапаева, 6100… Потом заночевать во втором лагере или… просто переночевать на 5500 ещё раз. Проснулись, Организм разбитый напрочь! Заквасили чая, перекусили. Батюшка Александр на верх идти отказался наотрез, я его понимаю, усталость огромная. Я, всё же, нашёл в себе силы, оделся и вышел на маршрут. Правда, один не собирался идти далеко, подумал, подойду под скалы, попробую их на прочность и назад.

Высота под скалами уже равнялась высоте перемычки-5900. Немного потерпеть и организм просыпается! Откуда то берутся силы и можно работать, кто этого не знает. Так и получилось. Честно признаться сейчас уже не помню сколько часов я поднимался,не долго, расскажу только, как я оказался под скалами. Стена суровая! Отвес, градусов восемьдесят , верёвка, конечно, висит и ногу есть куда поставить, и метров 8 так, примерно… Зажумарился в верёвку… пролез пару метров и … всё… дальше никак… Застрял… Вот ведь просил Софию Юзееву поработать со мной на скалах… Жумарить так и не научился как следует. Подумал я, в тот момент, что пик Хан-Тенгри может и не состояться! В это время, начали спускаться альпинисты, которые поднимались на купол рано утром. Пришлось встегнуться в восьмёрку и спуститься в низ, что бы им не мешать! К Батюшке Александру, я спустился в полном унынии. На высоте 5500, во втором лагере, мы заночевали ещё раз… А может я просто очень устал тогда? Не знаю…

Приключения продолжаются! Точнее, они только начинаются! Хотите расскажу анекдот, пока вы отдохнёте? Нет? Ну, как хотите! Тогда я рассказываю дальше!!!!

Снова утро! Правда теперь, слава богу, нам вниз! И это так радeт! Мы получили акклиматизацию, теперь можно по честному отдохнуть! Часиков в десять утра, начали спуск. Какое это удовольствие! Восьмёрочка, местами, просто держишься руками за верёвку и двигаешься намного быстрее, нежели когда поднимался! Съезжаем отдыхать… Та самая стеночка, которая так тяжело нам давалась, пролетает мимо со свистом! Однако… Всё же случилось… Пройдя полосу скал, опускаю глаза, о ужоззз… вижу свою кошку, которая висит на носке ботинка, отстёгнутая… Протягиваю к ней руку… хочу ухватить… остановись мгновение… кошечка улетает в низ по склону, останавливаясь где то в районе 1 лагеря… Я – теперь “одноногий”… По льду и снегу, вниз спуститься, теперь, проблематично… Уже в который раз представляю, что на Хан мне не подняться, что я самый, что ни на есть неудачник… Хорошо ещё, что скалы прошёл, до первого лагеря по верёвке я спущусь, а дальше спуск в базу! Верёвок там нет и ледоруба тоже! На одной кошке улететь, как здрасте сказать…

Правдами, не правдами спускаюсь в первый лагерь. За мной, чуть позже спускается отец Александр. Рация у него. Кстати, и я, и Батюшка видели мою кошку, лежит тут, совсем не далеко, на склоне. Я не могу пойти за ней потому, что без “одной ноги”“, Батюшка помог бы, да ему нужен напарник и верёвка для страховки. Вызываем базу! Так и так, кошка лежит в районе первого лагеря на склоне, может кто нибудь из Гидов поможет её снять? Муха, легко отвечает на просьбу! Просит подойти к объединённой команде иностранцев, от его имени попросить поискать моё недостающее снаряжение! Я нахожу гидов, один из них берёт рацию и уходит на поиски! К сожалению, возвращается с пустыми руками… Я не могу настаивать и понимаю, что с кошкой придётся расстаться… Начинаем думать, как мне спуститься. Мне необходимо что то, что бы я мог хоть как то двигаться не опасаясь срыва. Мои ботинки без рантов, найти нужную кошку очень трудно. Прошу, хотя бы ледоруб…

Очень хороший человек и классный гид Андрей Алмазов отдаёт мне свой ледоруб, с низу поднимается команда Уфимцев. С ними мне необходимо ледоруб вернуть. Очень сложно, но ничего не поделаешь… Совсем забыл, немного ранее, познакомились с двумя ребятами. Один из них Гера, другой – Игорь. Оба из Алматы. Пока решали мою проблему, познакомились, нашли общих знакомых. Они убежали в базу и я совсем забыл о них со своей проблемой, блин. Так вот, когда корячился я на одной ноге, но с ледорубом в низ, Уфимцы, поднимающиеся в лагерь 1, принесли мне кошку, которую передал мне Игорь, я на ней спустился, за что Игорю благодарен бесконечно! А когда возвращал её, Гера вручил мне свои запасные!!! И я снова засветился от надежды, что всё будет хорошо!!!

“Отдыхать – это классно! Отдыхать – это здорово! Четыре дня безоблачного пьянства, валяния дурака и спать, спать, спать!!!” – Так я думал, когда, наконец, спустился в базовый лагерь. Первый день было здорово! На второй я бросил пить. На третий день мне поплохело, очень хотелось скорее на гору, на четвёртый – Освящение Базового лагеря… Батюшка одел на себя полное облачение священнослужителя, к нашей палатке потянулся народ. Не много, человек 6-8, но это были люди которые, действительно веруют. Батюшка попросил меня по фотографировать. Я сделал несколько очень эффектных снимков службы на фоне пика Хан-Тенгри. Сам тоже принял участие в освящении…

Батюшка Александр договорился с Мухой, все четыре дня мы питались в столовой, на равне со всеми!.. Отдохнули мы отлично. Но… Все эти дни я переживал. Очень переживал. Всё никак не мог забыть ту последнюю стенку, которую я так и не покорил… Боялся ужасно!. Обратился к одному из гидов, попросил дать мне кусок репшнура, хотел сделать стремя. Стремя мне он сделал сам… Парень из Москвы, Саня, подарил мне прусик, сказал, может пригодиться… К концу четвёртого дня, успокоился, я и не собирался отказываться от восхождения!

Всё! Настал тот день! Пора! Мы стремились к этому весь последний год, готовились, мы мечтали об этом, мы ждали! День – знаменательный и замечательный! Наша палатка стояла во втором лагере, в ней жили Гера и Игорь. Мы, в свою очередь, имели право воспользоваться палаткой Игоря, которая стояла в первом. Сейчас ребята спускались в низ. По договорённости, мы должны были поднять в третий лагерь, на перемычку, палатку Геры и оставить её там до их прихода. Сложно, конечно, но это облегчало нам восхождение. В первый день, утром, мы поднялись в лагерь один. Остаток дня отдыхали. Подъём на 4500 сильно изменился, за последнее время. Со склона сошли множество лавин и тем самым рельеф его поменялся. Оголился лёд, подход под первую верёвку стал намного круче, лавиноопасность сохранилась. Самочувствие, конечно, хорошее! Пол дня, просто, валялся в палатке и прикреплял на свои новые кошки антиподлипы.

Утром вышли рано, до второго лагеря километр по высоте, да и опыт прошлого восхождения не забывался… Теперь мы знали, что ждёт впереди и дорога не казалась такой страшной и сложной. Вопреки ожиданиям, на купол поднялся очень быстро, АККЛИМАТИЗАЦИЯ – СИЛА! В 13-00 я уже на месте. Батюшка тоже пришёл быстрее, правда, попал в “пробку” и долго ждал очередь к последней стенке. Он подошёл около 16 часов вечера. На 5500 тоже всё изменилось, палаточный городок удвоился, если не утроился. Наша палаточка стояла целая и невредимая. Народ копошился во множестве. Слышалась, в основном, английская речь, по русски тоже разговаривали, но меньше. Там встретили объединённую группу альпинистов, среди них Андрея Алмазова. Очень приветливо поздоровались! Мы, теперь, как родные друг другу. Во всяком случае, моё мнение было именно таким.

И снова, почти, пол дня отдыха. Завтра – день откровений! Я это понимал! Меня ждала стенка, на которую я не смог подняться в прошлый раз. Я старался о ней не думать, но… нет-нет да пробегал по спине предательский холодок.. Утро! Снова по раньше. Выхожу первый. Первая верёвка, потом небольшой нож, подход под скалы… Из далека присматриваюсь к стенке, смотрю, как поднимаются по ней другие спортсмены. Может в прошлый раз я не там поднимался? Вот она… Поднимаюсь на первые пару метров, чувствую, застреваю… НЕ вижу куда поставить ногу, смотрю вверх и появляется первое чувство, что не смогу… Перебираю ногами, ухожу немного в право. Нахожу ступеньку, жумарю… Отсюда нахожу ещё ступеньку и… осознаю, что начинаю видеть! Последний сверхрывок руками, я понимаю, что поднялся, хоть и с огромными усилиями, но прошёл!!! Супер! Отдыхаю, дальше полегче, но тоже круто… С этого момента осознаю, что, теперь, я стал видеть стену. Ступени стали находиться сами по себе, мне было тяжело физически, но теперь, я прохожу дальше и не думаю, что меня может что то остановить. Ребята с верху пуляют камнями, каски нет, приходится постоянно смотреть вверх. Эх, кто то мне говорил, что каска не нужна… Камни, пока, пролетают мимо.

Скалы заканчиваются и передо мной огромная снежная гора, очень крутая, белая, на столько серьёзная, что даже по снегу подниматься тяжело. Когда же это всё закончится? Но заканчивается и этот крутяк, выполаживание, торчащая палка в центре… Есть! Купол! Плечо пика Чапаева! 6100!!! Вот это да! Всё таки, я поднялся сюда! Программа минимум выполнена!!! Я поднялся на перемычку…

Ветер дул не слабо! Верёвка, вдруг закончилась и на полусогнутых, что бы не унесло, я пошёл дальше. Погода менялась каждые пятнадцать минут. Резкие порывы ветра то и дело поднимали вихри снежной пыли. Как только ветер прекращался, становилось невыносимо жарко.Приходилось часто то одевать,то снимать с себя капюшон. Немного по фотографировал. Панорама вокруг поражала своей красотой! Теперь в низ по хорошо видимой тропе. Открылась перемычка! Я увидел палатку наших гидов, лагерь Киргизов и людей, поднимающихся на перемычку с юга… Устал… Даже вниз спускаться не легко. То и дело останавливаюсь отдохнуть. Спуск к палатке занимает время… Тем не менее, чуть раннее четырёх часов вечера я пришёл.

Из палатки гидов выглянуло приветливое лицо. Мне предложили горячего чая. Это – Саня Коробков, мастер спорта международного класса, один из участников Освящения лагеря. Он узнал меня, предложил помощь в установке нашей палатки. Наступило время связи по рации и я услышал голос Батюшки. Он только подошёл к снежному куполу и ему ещё предстояло перевалить плечо Чапаева. Палатку поставили, я обустроился в ней, завалился и начал ждать Батюшку.

Устал, честно, устал… Для того, что бы прийти сюда, мы вложили не малый труд. Даже подняться на купол плеча Чапаева- серьёзное достижение для многих людей! А для того, что бы подняться на пик Хан-Тенгри, необходимо подняться на эту высоту дважды. Прожить в такой экспедиции несколько недель, я считаю, достойно! Мне очень хотелось,что бы всё скорее закончилось. Поэтому, когда Саня Коробков предложил нам отдохнуть на перемычке один день, а потом пойти на вершину, я категорически отказался. Завтра на вершину и ни каких гвоздей! Батюшка не возражал! Ещё в Алматы, Юрий Моисеев предложил нам выйти из 3 лагеря на восхождение в пять часов утра. Несколько гидов, с которыми мы советовались, тоже ратовали за пять. Меня удивляло, когда я спрашивал спускающихся с вершины, что практически, все они вышли от палаток в три ночи… В редком случае, в четыре. Саня Коробков, хотя сам на завтра вёл клиентов на вершину в четыре, нам тоже посоветовал выйти в пять…
Мы и решили на завтра встать в три ночи, а восхождение начать в пять часов утра.

Все три недели Батюшка берёг батарейку на своём сотовом телефоне. Берёг для того, что бы в этот день включить будильник и проснуться вовремя! В три будильник заиграл. И сразу за ним, за палаткой послышался хруст кошек, народ пошёл на гору! Вроде не залёживались, но после рациона подготовки, выдвинулись в пять минут шестого. Теперь, я не уходил в перёд, старался идти вместе с Батюшкой. Сначала по перемычке пешком. Протоптанная тропа, склон крутоват, настолько, что можно улететь на Южный Иныльчек. Потом выход на ребро, верёвок по прежнему нет. Всё идётся пешком. Стенка и первая верёвка, которая настолько старая, что может разорваться в любой момент.

О перильных верёвках на маршруте можно говорить до бесконечности. Перила ужасные. Верёвок очень много, запутанные, если присмотреться, поверх всех, провешена чёрно-белая новая верёвка, это перила этого года. Остальная куча в очень плохом состоянии, местами разорваны, надорваны, стёрты камнями. Спускаться здесь, особенно ночью, просто опасно…Батюшка Александр, в одном месте не выдержал, ножом обрезал одну из верёвок и связал узлом, уж больно страшно верёвка выглядела…

Маршрут к вершине немного легче чем подъём на плечо Чапаева. Стенки такие же и их много, но между ними, хотя бы можно постоять и передохнуть. Попадаются и снежно-ледовые участки. Физически, конечно, работать приходится не по детски. Плюс высота. А это- серьёзный соперник. Довольно часто встречаются расчищенные под палатки участки. На высоте 6400 – четвёртый лагерь загажен, палатки там не стоят.Видел там три таблички, подходить не стал. Шёл на “автомате”, даже фотографировать забывал… Ещё чуть выше, примерно на 6500 есть ещё места для лагеря.иПовстречали Саню Коробкова. Он спускал одного из своих клиентов, которому стало плохо.

Неожиданно на глаза попадается небольшой свёрток, лежащий по маршруту, немного правее. Что то завёрнуто в полотнище белого цвета. У Мухи мы спросили, что это. Оказалось, это лежит, завёрнутый в палатку погибший поляк. В прошлом году, он замёрз на спуске с Хан-Тенгри, ночью.

Скальное ребро заканчивается. Начинается траверс. Усталость заполняет и переполняет. Высота даёт о себе знать. Считаю каждый шаг. Пропустил Батюшку вперёд. Потом последняя стенка перед входом в кулуар. Высокая… Кажется с четырёхэтажный дом, ну… метров 10-15 Верёвок висит несколько. Выбираю вторую верёвку и снова ухожу вперёд. Давно бы уже повернул обратно, совесть и Батюшка Александр не позволяют… На этой стене оставляю свои последние силы… Немного выпалаживается, верёвка упирается в снежно-ледовый склон. Дальше снег и резкий подъём вверх. Вижу парня, спускается с вершины. Спрашиваю у него далеко ли ещё. Он сообщает, что до тура идти около трёх часов. Время 15-35, осознаю, если пойдём на верх, на вершине будем только после семи вечера, с учётом очереди к верёвке, народ начал толпой спуск вниз и честно говорю, сильной физической усталости. Значит на перемычку можем вернуться только глубокой ночью, а это – холодная ночёвка… Сам повернуть не могу, не хватает решимости… Прошу парня рассказать всё Батюшке, который пятьюдесятью метрами ниже… Вижу Батюшка задумался и… жестом показал, спускаемся вниз…

Спуск даётся мне ни сколько не легче, чем подъём… Встёгиваюсь в верёвку и с огромным трудом продвигаюсь вниз. Сверху сильно летят камни.Народ спускается, очень хочет вниз. То и дело слышны, предупреждающие крики.В одном месте, с хорошим треском вырвало часть перил, которые были закреплены на верёвку по которой я спускался. Пролетев несколько метров повис на основной. Успел и поматериться, и родных вспомнить… Пока летел кошку, снова потерял… О ужас!!! Неужели вторую пару? Но, нашёл её рядом с собой. От усталости, долго не мог надеть её. Батюшка шёл впереди и ждал меня. К палатке, на 5900, мы спустились к десяти вечера, в кромешной темноте.

Пока мы ходили на вершину, наш лагерь номер три увеличился на несколько палаток, снова услышали иностранную речь, наш домик стоял на месте, с ним ничего не случилось. Из гидовской снова выглянуло знакомое, жизнерадостное лицо Сани Коробкова. Чаю! Горячего! Спасибо!!! Ничего не ели, только пили, завалились спать. Я выпил немного коньячку… Всё…

Восхождение закончилось! Но, до Базового лагеря ещё, как минимум, два дня … Снова надо подняться на плечо Чапаева,, 200 метров по высоте. Потом спуститься в лагерь два, на 5500. Заночевать. И последний спуск в базу. Спускались очень долго. На купол плеча Чапаева поднимались два часа… Совершенно не торопились, усталость накопилась во всех членах и органах. Там посидели с часик, пообщались с народом, встретили команду из Москвы, с гидами. Потом медленно, медленно начали линять вниз. Что бы не накидать камней друг на друга, Батюшка ждал, пока я пройду верёвку. Одним словом, во второй лагерь мы спускались почти шесть часов. Честно, не вру, снова из гидовской палатки выглянул Саня Коробков и напоил нас чаем… Вот хороший человек! Мы ему в палатку снесли всю нашу, оставшуюся еду и газ. Пусть гидам будет хорошо! Они там столько времени уже … Когда спускались с купола, повстречали Игоря и Геру. Гера разрешил нам снять нашу палатку с 5500, они не будут здесь ночевать. Пожелали им удачи!И на следующий день вечером, НАКОНЕЦ, спустились в Базовый лагерь.

Никогда не забуду, когда спустился из лагеря 1 и подошёл к морене, глаза мои заслезились… Наконец, всё закончилось, мы обнялись с Батюшкой Александром, снял кошки, прошёл по леднику к палатке, оглядываться назад мне не хотелось…

Вы думаете это всё? Никогда и ни за что!
Три дня ждали вертолёт! Допили остатки спирта и коньяк, выпили несколько бутылок пива, которые Батюшка приобрёл у Мухи по 600 тенге. Дождались Геру и Игоря!К сожалению, Гера после нескольких ночёвок на перемычке, из-за непогоды был вынужден спуститься в низ, а вот Игорь рискнул и на вершину поднялся! Чему мы были несказанно рады, отметили всё это по нашему, по альпинистски!!! Потом прилетели в Кар-Кару, дождались Альфу! Пока ехали на машине домой выпили бутылок 15 пива, ели шашлык! Наслаждались жизнью! Силы понемногу возвращались! И слава богу! Мы не поднялись на пик Хан-Тенгри! Но получили огромный опыт и ещё вернёмся! В этом нет никакого сомнения! …