Рассылка новостей



Яндекс.Метрика

Публикации

Архив публикаций

Максут Жумаев: Мы были там, где живут боги

1 Июль 2010

Весь мир на ладони, ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем…
Другим, у которых вершина ещё впереди
(Владимир Высоцкий)


16 мая 2010 года команда казахстанских альпинистов покорила в Гималаях пик Лхоцзе (8516 м) и завершила программу: «Казахстанцы – на высочайших вершинах мира», став первой в истории мирового альпинизма командой, которой это удалось. Сегодня мы беседуем с одним из участников восхождения, капитаном команды, Мастером Спорта международного Класса по альпинизму младшим сержантом к/к СК ЦСКА Максутом Жумаевым.


Максут. Разрешите мне от лица всех казахстанцев поздравить вас с этой нелёгкой, но заслуженной победой!
Большое спасибо! Она действительно далась нам нелегко.

И первым вас поздравил тренер Ерванд Тихонович Ильинский?
Если честно да! То есть иностранцы по пути шли, вопросы задавали. Взошли, не взошли? Тоже поздравляли. В базовом лагере находятся две тысячи человек вместе с шерпами. И там все и всё друг про друга знают. Шушукаются. Можно сказать круглосуточное «шерпское радио». Что, где, когда. Опа! Какой прогноз погоды? Нука, давай, сходи, узнай! Или приходят, спрашивают. Вы когда на гору пойдёте? Завтра? О-о! Мы тогда послезавтра! Они и не скрывают своего здорового любопытства. Нам говорят: «вы ребята сильные, не будете против, если после вас пойдём»? Все чего-то ждут или спрашивают, кто, где какие верёвки провесил. Вот у россиян неудачно получилось, погиб товарищ. Мы тоже выждали время и пошли узнать, что к чему, состояние маршрута.

То есть все участники восхождений лишний раз перестраховываются?
В «зоне смерти» перестраховаться не зазорно. Там свои специфические условия.

Команда казахстанских альпинистов шла к этому триумфу долгие девятнадцать лет. Расскажите подробнее, с какой вершины всё началось?
Да, эта программа началась в 1991 году с вершины Дхаулагири (8167м). Насколько я помню, тогда это было отделение спорта при КазССР. Была мощная поддержка со стороны государства, а так же по профсоюзной линии. Для тех времен даже найти валюту, было проблемой дальше пошли кооперативы, организовывались первые коммерческие фирмы, которые водили иностранцев в горы, появился Международный альпинистский лагерь Хан-Тенгри, а когда пошли первые серьёзные финансы, тогда и стали рождаться проекты гималайских экспедиций. Честно говоря, тогда из всей команды я могу назвать тех альпинистов, кто принимал непосредственное участие в начале проекта, это – Мизамбеков Заурбек, Присяжный Владимир, Савин Александр и Шегай Артур. Люди, которые тогда, были совсем молодыми и это были «титаны», а ещё Казбек Валиев, Анатолий Букреев, Валерий Хрищатый, Ринат Хайбуллин и конечно главный вдохновитель, идеолог и старший тренер ЦСКА Ерванд Тихонович Ильинский. Они решили пойти по новому маршруту, Западная стена Дхаулагири.

Абсолютно новый маршрут?
Да интересный, сложный и относительно безопасный. До этого казахстанцы Казбек Валиев, Юрий Моисеев прошли по Юго-Западному ребру осенью в 1988 году. Этот маршрут пытались пройти многие звёзды мирового альпинизма, но недостаток был в гималайской тактике восхождений, то есть медленно. А наши мужики взошли на гору в альпийском стиле. Без помощи носильщиков, без кислорода, без предварительной обработки маршрута и небольшим составом команды. В этом и заключался их ключ к победе. В 1991 году восхождение на Дхаулагири по Западной стене было одним из самых сильных и сложных. Каждый год в Гималаях проходят сотни маршрутов, но все они в основном классические очень мало «пионеров» которые бросают вызов горе. Во-первых, это очень опасно. Во – вторых, где то поменялся менталитет. Если раньше был дух, такого спортивного здорового соперничества то сейчас люди выбирают, либо новые маршруты как Денис Урубко, либо они просто очень смелые и отчаянные экстремалы. Я знаю многих мужиков и почти все они на сегодняшний день, к сожалению погибли. Если провести параллели то раньше, если кто-то в экспедиции погибал, она считалась абсолютно провальной, все разворачивались и уходили вниз. А сейчас всё решают деньги. Люди бросают людей, переступают через погибших.

Цель оправдывает средства?
Да, можно и так сказать. А вот начало нашей программы в 1991 году было абсолютно противоположным, состав был очень сильным, настоящая сплочённая команда. Следующей вершиной была Манаслу в 1995 году. В зимний период. Это восхождение было посвящено товарищам в 1990 году погибшим на этой горе. Это Халитов Зиннур, Галлиев Марат и Григорий Луняков.

А вам с погодой повезло?
Ну, в принципе, если сравнивать сейчас, было очень ветрено, не так много выпало снега, в прошлом году на леднике Кхумбу было намного опаснее и страшнее. Более того ледник оборвал жизнь молодого парня непальца. Во время спуска обломился огромный кусок льда, который спровоцировал лавину. Весь сезон люди ходили нормально, ледник себя никак не проявлял.

Этого непальца нашли?
Сразу нет. Его нашли только осенью. Что касается ледника Кхумбу, то в прошлом году опасность заключалась в выпавшем снеге, который закрывал все трещины. В этом году на «плато безмолвия» на высоте выше 6700 метров снег почти отсутствовал и был сплошной лёд. Что в совокупности с сильным ветром создавало дополнительные сложности. К счастью верёвки были очень надежными, и безопасность была соблюдена.

Слышал, что заключительные шаги до вершины вы шли, держась за руки? С чем это было связано? Радость командной победы или в целях безопасности?
М-да! Кажется, я, где то сболтнул лишнего, когда вернулся (смеётся). Ну, я, конечно, не мог сказать это для красного словца. Там рельеф и сама вершина имеют свои особенности. Например, на вершину Хан-Тенгри подъём широкий как дорога. А если вспомнить фильм «Кавказская пленница» как там Никулин, Вицин и Моргунов шли, держась за руки. (Смеётся). Как я уже сказал везде свои особенности рельефа. Да поднялись практически одновременно, но за руки не держались. В руках были ледорубы для страховки.

Что было на вершине?
Мы прошли по очереди заключительную верёвку, сбросили рюкзаки, воткнули ледорубы в снег и начали доставать флаг Казахстана, ЦСКА и спонсора, достали фотоаппараты, потом я связался по рации с базовым лагерем.

- Базовый лагерь – это вершина!

Максут вот на наших горах лежат записки в консервных банках. Вы поднимаетесь на вершину достаёте записку предыдущих восходителей, она как бы является доказательством вашего пребывания, потом пишете свою и спускаетесь. А как в Гималаях с такой традицией?
В моей практике из тринадцати восьмитысячников могу отметить только Нанга Парбат (8126 м). Что там, где то лежала капсула, но мы её так и не нашли. Погода меняется каждый день, сегодня насыпало снега, завтра вообще всё сдуло ветром. Думаю, записки на вершинах характерны именно для невысоких гор. Могу лишь отметить, что на Эвересте очень грязно. И это грустно. У непальцев вершины всегда олицетворяли место, где живут Боги. Вот Канченджанга (8586м) была закрыта, буквально последние два, три метра. Они считались, девственными и человек не имел никакого права наступать ногами на священные места. Показывать Богам, что он сильнее их, Например, на Эвересте я нашёл фотографию в рамочке с изображением Далай-Ламы. А рядом мусор: кислородные баллоны, обрывки верёвок. А вообще национальным атрибутом гималайских гор являются молитвенные флажки. Непальцы приходят туда с чистыми мыслями и считают, что мы загрязняем вершину.

Говорят, что перед каждым восхождением, носильщики шерпы проводят в обязательном порядке религиозную церемонию. Расскажите об этом?
Эта церемония называется Пуджа. Проводит её лама и для непальцев исповедующих буддизм это очень серьёзно. Никакого шоу. Ритуал заключается в вымаливании благосклонности у духа горы к людям, которые собираются взойти на вершину. Утром у алтаря собираются все альпинисты, приносят всё своё снаряжение, экипировку продукты. Всё складывают у подножия. Затем лама разжигает благовония и читает молитву, обращаясь к духам огня. Возле алтаря ставятся чаши с молоком, рисом, спиртным напитком, мукой и конфеты с печеньем. Лама берёт нож, поочерёдно макает во все чаши и ставит наверх алтаря. Потом освещёнными молитвой подношениями обсыпают и кропят людей, а так же всё снаряжение, что бы оно не отказало наверху. От участия в этой торжественной церемонии отказываться нельзя.

Сколько альпинистов из других стран работали с вами на горе?
Россияне были, ещё кто-то из иностранцев. В основном они совершают восхождения по одному, а в помощники берут высотных гидов-шерпов.

В вашей команде было шесть человек, но на вершину поднялись только трое. Вы, Василий Пивцов и Владислав Чехлов. Почему не смогли взойти на гору остальные члены команды?
Они к сожалению заболели. Первым выбыл Ильдар Габбасов с подозрением на отёк мозга, потом с подозрением на франтит, был вынужден отказаться от восхождения Александр Софрыгин, потом Дмитрий Хонин не смог восстановиться из – за острого кишечного расстройства. Рисковать их жизнями мы не могли.

Вы встретили День Победы в Гималаях. Как отпраздновали? Были фронтовые сто грамм?
В этом году никакого спиртного не было. Ерванд Тихонович Ильинский позволил себе банку пива. Просто в прошлом году мы 9 мая хорошо отметили. Пришли россияне, Саша Абрамов пригласил всех, американцев, немцев, нас. И мы все фронтовые сто грамм дружно выпили, расслабились перед штурмом. Ну а в этот раз слишком многое было поставлено на карту. Мы не стали рисковать.

Вы применяли на восхождении кислород?
Нет. Это принципиально. Если пользоваться кислородом, то пропадает весь смысл восхождения на восьмитысячники. Это неправильно.

О чём вы думали, когда шли на вершину?
Только о том, что сильно замёрзли ноги. Было холодно, сильный ветер. Там думаешь о том, что волнует тебя в данный момент. Никаких посторонних мыслей.

Эта вторая ваша попытка взойти на Лхоцзе, в прошлом году всё закончилось трагично. Расскажите об этом подробнее?

Мне очень тяжело и больно об этом вспоминать. В прошлом году мы потеряли нашего товарища Сергея Самойлова.

Лавина?
Лавина была одной из причин. Его сорвало с перил. Из-за плохой погоды мы не смогли сразу спуститься к нему. Он выжил в лавине, и до последнего боролся за свою жизнь. Когда начался шторм, он выкопал себе небольшую пещеру, успел вытащить и распаковать спальный мешок. Ещё куда-то делись специальные приспособления для ходьбы по льду так называемые «кошки». Их у него на ногах не было. Он их зачем то снял, a просто так человек их не снимает. Моё мнение, почему он не попал в третий лагерь – когда лавина отнесла его от перил и где то выбросила, он потом просто не смог найти дорогу. До второго лагеря было примерно тысяча метров пути, недалеко, по пологому склону. Но помешала почти нулевая видимость, и я думаю, что были какие-то внутренние разрывы, возможно сердце.

Да очень жаль. Вы в этом году задержались с Ильинским в Гималаях, что бы спустить тело Сергея Самойлова вниз?
Мы смогли найти Сергея и спустить в базовый лагерь, где похоронили его по христианскому обычаю у подножия горы, которая его не отпустила. К сожалению, в силу некоторых причин, главная из которых финансовая мы не смогли увезти тело Сергея Самойлова на родину в Казахстан. Конечно, каждый из нас выбирает в жизни свой путь, но мне бы очень хотелось, что бы будущие поколения помнили и чтили своих героев.

Горы очищают разум

Максут в вашем активе тринадцать восьмитысячников, осталась самая сложная и опасная вершина Чогори (8611м) или как её ещё называют К2. У вас было на неё четыре попытки восхождения. Как вы думаете, почему гора вас не пускает? Есть в этом что – то мистическое?
Можно уже проводить статистику давайте так…2003, 2005, 2007, 2009… Нечётные годы попыток восхождения. Значит надо ходить по чётным годам. (Смеётся). Ну а если серьёзно. Для каждой горы, своё время. Вот у Василия Пивцова будет шестая попытка восхождения на К2. Так, что я не первый и не последний в этом списке.

В истории мирового альпинизма команда Казахстана стала первой которая, покорила все четырнадцать вершин высотой больше 8000 метров. Вы удовлетворены результатом?
Я слышал, что китайцы три года назад говорили о чём-то подобном, но это надо проверять. Я, например даже никогда и не видел кого-то из китайских альпинистов. Что касается нас, то такой успех предопределяет узнаваемость нашей страны, её имидж, её историю. И я рад, что мы смогли продолжить то, что было начато, когда то альпинистами старшего поколения. Думаю самый главный атрибут для команды – это преемственность, когда есть один тренер. И когда есть люди готовые послужить своей стране.

Какие первые слова вы услышали от своей семьи?
Где ты был так долго папа? Мой смысл жизни это моя семья, жена Ольга, сын Исатай и доченька Айлин.

У каждого альпиниста свой ответ на вопрос, зачем он ходит в горы? В чём на ваш взгляд уникальность альпинизма? Это спорт, образ жизни, философия?
Разрешите мне ответить словами первого человека вступившего на Эверест Тенсинга Норгея: «Белая гора. Высокая гора. Такая высокая, что и птица не перелетит через тебя. Мы будем стремиться к тебе не с жаждой наживы, как солдат, идущий на врага, но с любовью младенца, взбирающегося на колени матери».

Вы сами будете что-то писать о своих восхождениях?
Обязательно. Вот сейчас всё немного уляжется, утрясётся, появится время сесть вспомнить, всё обдумать. Это будет не просто хроника экспедиций. Я хочу описать именно мысли и чувства, которые испытывает человек, живущий в «зоне смерти». Я всегда считал, что горы очищают разум. Если в городе много разных потоков энергии, чаще именно отрицательных, то в горах между тобой и небом только воздух и больше ничего. Можно сконцентрироваться и почувствовать во имя чего мы все живём на этом свете.

Автор:
Александр Лукашевич
---