Публикации
Архив публикаций
Альпинизм - как индикатор потенциальной активности общества
11 Октябрь 2009
Есть в мире занятия, которые редко кого оставляют равнодушными. Одним из таких занятий является альпинизм – восхождения на горные вершины. Отношение к альпинизму разное. Наиболее известны две противоположные точки зрения.
Та небольшая часть людей, кто ходит в горы и посвящает этому занятию все свое свободное время и не только, считает альпинизм чем-то особенным. Другая, большая часть людей, чей девиз: Умный в гору , невольно присоединяется к ним. Альпинизм, в силу своей специфики и философского содержания (восхождение на вершину как символ движения вверх, величия человеческого духа, раздвижения границ возможного), всегда вызывал, и будет вызывать интерес у широкого спектра людей.
Альпинизм – это очень просто для понимания. Альпинизм – это достижение ВЕРШИНЫ в чистом виде, без всяких условностей. (Почему, например, в легкой атлетике, надо бежать 100м., 1500м. и т.д., а мяч бить в зависимости от вида спорта то ногой, то головой, то рукой, то палкой?) Следует заметить, что даже всемирно известный австрийский психолог Виктор Франкл, основатель целого направления в психологии – логотерапии, выделял альпинизм из всех видов спорта, как один из немногих имеющий глубокий смысл.
Но команда альпинистов клуба Хан-Тенгри , при участии нескольких россиян, не мучилась такими вопросами. Десять альпинистов весь август 2009 года провели в горах Центрального Тянь-Шаня, хребет Западный Кокшаал-Тоо, в районе пика Кызыл-Аскер (Красный воин), что на границе Киргизии и Китая, в труднодоступном, суровом, редко посещаемом и необыкновенно красивом горном районе. Есть достаточно избитая альпинистская шутка: альпинизм – это лучший способ перезимовать лето . И надо сказать, что в этом году нам удалось это сделать полноценно.
Продолжительные снегопады, с завидной периодичностью засыпали все горные склоны, включая базовый лагерь, а в последний день экспедиции, так сказать заключительным аккордом, снега ночью выпало столько, что не выдержала большая базовая палатка, и сломались три дуги. Но на самом деле все было не так страшно, как может показаться.
То, что район достаточно суровый все мы об этом знали. Ведь два года назад наш клуб уже организовывал экспедицию туда. Тогда почти не удалось собрать какую-нибудь информацию о районе. Несколько зимних фотографий и карта – вот что мы имели два года назад. Мы почти не знали названий вершин, перевалов. Хотя следует отметить, что еще много вершин и перевалов там не пройдены и не названы до сих пор. Экспедиция двухлетней давности в каком-то плане была разведывательной. Мы изучили район: подходы, возможные маршруты восхождений, спусков и понятно были сделаны несколько восхождений, в основном первопрохождения.
Организуя в этом году экспедицию, мы поставили конкретные цели. Во-первых, первопрохождение северо-западной стены пика Верный. (Почти детективная история восхождений на эту гору закончилась, в конце концов, выяснением названия, которое дали первовосходители (казахстанские альпинисты) в 1988 году – пик Верный, в честь старого названия города Алма-Аты.) Эта стена не была пройдена, отразив четыре попытки разных команд. И за всю историю освоения района, на эту самую очевидно красивую вершину было сделано всего три восхождения по относительно не сложным маршрутам, если можно назвать не сложным маршрут 5А категории сложности. В том числе и нашим клубом в 2007 году было сделано восхождение по Северному гребню по маршруту 5А категории сложности. Распечатать стену – это желание присутствовало в умах всех альпинистов до этого, кто посещал этот район. Не были исключением и наши головы. Второй большой целью была Юго-Восточная стена высшей точки района пика Кызыл-Аскер. Некоторую пикантность ситуации добавляло и то обстоятельство, что эта стена находилась с китайской стороны. Попасть туда можно было через перевал высотой 4700м.
Читать отчеты сложных успешных восхождений часто неинтересно. Там ничего не происходит достойного внимания читателя. Часто это неинтересно читать и самим альпинистам. На горе идет обычная для альпинистов работа. Ну, кому будет интересно читать, что первый в связке на сложном маршруте иногда идет два-три часа 50м., а то и больше? Спать приходится на узкой полке, и хорошо, если удастся лечь. А то иногда приходиться сидеть все ночь. Я уже не говорю о том, что на сложном восхождении приходиться быть привязанными к веревкам все время, включая и ночь. Холод и сырость – это та приправа, без которой сложное восхождение не обходиться, почти никогда, за исключением невысоких теплых скальных районов. Еды всегда мало, кухня не блещет разнообразием, а работать приходится много. Тут то многими и вспоминается известная поговорка. Вот таким и было восхождение команды экспедиции на пик Верный. Четыре ночевки на горе, включая последнюю ночевку на самой вершине, а, в общем, на все восхождение было потрачено более недели. Маршрут мы оценили высшей 6-ой категорией сложности. Северо-западная стена пика Верный была распечатана.
Да, не всем по душе, говоря известным штампом эти тяготы и лишения. Но такие восхождения совершаются крайне редко, из числа всех восхождений совершаемыми альпинистами разных уровней. Для того чтобы совершить такое восхождение альпинисты приходят к этому постепенно. Часто это является завершением какого-то этапа в деятельности альпиниста. Он приходит к этому сознательно и тогда холод, голод, тяжелая работа, лишения – уходят на другой план. Достижение вершины – это надличностная ценность для альпиниста, совершающего такое восхождение. Но достижение вершины надличностной ценностью является далеко не для всех. Как не для всех надличностной ценностью является любовь, честь. Вот почему отношение у людей к альпинизму разное: у занимающихся альпинизмом – одно, для части людей отношение уважительное, для еще одной части – равнодушное, ну и для части – осуждающее. Но интерес к альпинизму присутствовал всегда. Альпинисты – это, в общем-то, обычные люди и сообщество альпинистов – это срез нашего общества, в сильно концентрированном виде, а не что-то отдельное. Я бы еще высказал мысль, что альпинизм – это индикатор потенциальной активности общества. Чем больше в обществе активных, ищущих, целеустремленных людей, тем больше это общество делегирует альпинистов. В альпинизме трудно обойтись без качеств, которые не лишние везде, просто в горах все в чистом виде и здесь не мешают увидеть действительное положение вещей условности, присутствующие в обычной жизни. И результат в альпинизме виден сразу. В альпинизме сложно без взаимопомощи, товарищества, альпинизм за редким исключением, коллективное занятие. Обойдясь без пафосных слов и понятий нужно припомнить работоспособность, терпение, выдержку, не забывая о том, что альпинизм – это интеллектуальный вид деятельности с хорошей школой управления. Нельзя не добавить, что горы очень многогранны, практически любой человек может найти там занятие для своего уровня: просто отдых, легкие прогулки, не сложные походы, горные лыжи и т.д. И горы редко оставляют кого-то равнодушными, как они не оставили равнодушными даже известного литературного героя – Остапа Бендера.
У слабоизученного труднодоступного горного района достаточно недостатков. Но есть и преимущества. С моей точки зрения преимуществ больше. Увы! Уже сложно уединиться в горах Кавказа (про Альпы я не говорю). Собранные вместе множество индивидуальностей все равно создают толпу. В горах Азии этих мест предостаточно. А район пика Кызыл-Аскер вообще такое место, где люди появляются крайне редко. Ведь все это находится за некогда запретной полосой границы Советского Союза. Но дело не только в этом. Очень большие высоты долин (3600м), а соответственно и климат суровый (недалеко находится полюс холода Киргизии, где зафиксирована температура минус 56 градусов по Цельсию). Здесь можно сказать, почти нет дорог и очень большая отдаленность от населенных пунктов (сюда даже киргизские пастухи не пригоняют пасти скот), привело к тому, что основными посетителями этих мест являются охотники на очень редкого барана Марко Поло. И еще иногда здешние места тревожат альпинисты. Редко посещаемый район дает возможность почувствовать себя немножко исследователем, первооткрывателем. Конечно, только тем, у кого присутствует этот дух.
Наша экспедиция была по сути международной. Присутствие россиян придавало ей этот статус. Наличие нескольких молодых, сильных альпинистов из другого государства невольно вынуждало проводить параллели сравнивать их с нашими молодыми альпинистами, как присутствующими в экспедиции, так и нет. Физическая форма, техническая подготовка – это индивидуальные показатели. Конечно, они могут отличаться существенно или не существенно, а могут примерно совпадать. Мне было интересно наблюдать, сравнивая мотивацию, целеустремленность, активность, заряженность, т.е. те качества, которые не тренируются, а которые или они есть или их нет. И вот после месяца наблюдений и размышлений, я пришел к самому неутешительному итогу нашей экспедиции: активность, целеустремленность, мотивация российских молодых альпинистов и белорусских находится на разном уровне. И именно это, по моему мнению, является одной из основных причин невысокого общего уровня белорусского альпинизма. Что может сделать человек, если он не ищет, а не ищет, значит, не знает, а не знает, значит, не может. Круг замкнулся. Крылатая фраза кадры решают все полагаю, набила всем оскомину. Но, тем не менее, что-то в ней есть. И как здесь не отметить участника двух наших экспедиций в Кызыл-Аскер – Станислава Ивановича Шабуню. Мастер спорта по альпинизму еще той страны, которой уже нет на карте – Советского Союза. Активности, целеустремленности, да и физической форме Станислава Ивановича может позавидовать любой молодой альпинист. Да и, похоже, не очень любит Станислав Иванович, чтобы его называли по отчеству и всегда представляется просто: Стас Шабуня. Стас Шабуня всегда является застрельщиком разных работ, экспериментов. Не первый год работает с молодежью в горах. Всегда находится в поиске нестандартных решений. Я уже не говорю о том, что в горах он, кажется, знает и умеет все. Тут очевидно не обойтись без громких слов, но такие люди – это золотой фонд нашего общества в целом, и альпинизма в частности.
Экспедиция наша была многоцелевой. Помимо двух выше означенных целей, которые стаяли перед основной командой, перед группой поддержки стояли свои задачи. Погода, конечно, вносила некоторые коррективы, но, тем не менее, помимо первопрохождения на пик Верный экспедицией было совершено еще четыре восхождения и из них два первовосхождения вершины Ольга (4700м) и Большая Белая (5045м), а так же два первопрохождения на вершины Бабочка (5300м) и Панфиловской дивизии (5282м). В футболе принято ругать судей, а в альпинизме погоду. Я этого делать не буду. Во-первых, мы и не ожидали здесь устойчивой хорошей погоды, а во-вторых, я считаю не погода, а человек всегда является решающим фактором, как в горах, так и в других местах. Я бы только сравнил погоду во время первой и второй экспедиции. Во время первой экспедиции основной климатической сложностью был ветер. Сильный и холодный всепроникающий ветер старался выдуть тепло из организма и непрерывно свистел в ушах, такое ощущение даже уже дома после завершения первой экспедиции. В этом году ветра было меньше, но обильные периодические снегопады ставили перед нами уже другие сложные задачи.
Стопроцентно успешной экспедиция не получилась. Не удалось сделать первопрохождение по юго-восточной стене пика Кызыл-Аскер. Не дойдя до вершины по высоте примерно 300 метров, команда экспедиции вынуждена была спускаться. Снегопады в течение нескольких дней делали продвижение вверх невозможным, а длительная отсидка не входила в планы из-за недостатка времени, да и ограниченного запаса продуктов. Но все было сделано с достаточным запасом прочности, а не пройденный маршрут послужит дополнительным стимулом, раздражителем для дальнейших тренировок и новых экспедиций. Не очень просто выполнить сразу две большие цели: первопрохождения на две очень сложные горы в очень непростом и удаленном районе. Сложно все прогнозировать. Например, сложность маршрута на пик Верный была выше ожидаемой, хотя легкой прогулки никто из нас и не предполагал. И если сравнивать сложность рельефа на пик Верный и пик Кызыл-Аскер, то на первой горе рельеф был сложнее, но вторая в два раза длиннее и на 600 метров выше. Но, очень сложно было отказаться от какой-нибудь цели: одна стена была не пройдена вообще, а вторая самая высокая гора района.
Я как руководитель экспедиции Кызыл-Аскер 2009 хочу сказать, что, не смотря на всю сложность задач, которая стояла перед ее организацией, экспедиция была организована хорошо. Редко так может сказать руководитель, но это как раз тот случай. Конечно, многие вещи можно усовершенствовать практически до бесконечности, но все основные параметры, определяющие успех и безопасность, были на хорошем уровне. Организация любого дела часто и определяет успех или неудачу. Успех этой экспедиции был подготовлен разведкой двухлетней давности. И надо выразить благодарность принимавшему участие в первой экспедиции и в последний момент не смогшему поехать на этот раз Владимиру Сиротину. Благодарность также участнику первой экспедиции Юрию Маламе. Их опыт и мудрость два года назад, помогали нам в этом году. Стас Шабуня и Николай Головченко – участники двух экспедиций в Кызыл-Аскер их опыт и помощь бесценны. Двум представительницам прекрасной половины человечества Татьяне Фроловой и Людмиле Гайдуковой, отдельное спасибо, спасибо за мужество и терпение. К тому же Людмила была нашей медицинской страховкой (врачом), и к счастью к ее услугам можно сказать прибегать не приходилось. Молодым ребятам, составляющим половину нашей экспедиции, нашей ударной силе: Сергею Нилову, Александру Малаховскому, Дмитрию Головченко, Сергею Михайлову и Александру Лукьянову, хочу пожелать красивых, сложных и интересных восхождений.
- Автор:
- Николай Бандалет, руководитель экспедиции Кызыл-Аскер 2009
- Источник:
- <a href="http://www.hantengri.org/content/view/364/">www.hantengri.org</a>