Рассылка новостей



Яндекс.Метрика

Публикации

Архив публикаций

Кок-Су

5 Июнь 2009

Все мы знаем о таком явлении деятельности человека, как туризм. И когда звучит слово туризм, многим представляются шумные людские толпы с гитарами, огромным количеством еды за спиной в брезентовых рюкзаках, и которые ставят задачу съесть всю эту еду под звуки гитары. Но истинный смысл туризма, в особенности спортивного туризма, совсем другой.

Познание природы, преодоление трудностей походной жизни и природных препятствий, вырабатывание в себе силы воли, чувства коллективизма в людях – вот главный смысл и философия спортивного туризма. Туристы-спортсмены, для совершения своих путешествий выбирают различные по географическим особенностям районы, также различные способы передвижения – пешком, на лыжах, велосипедах, на водных судах. Отсюда возникли различные направления туризма – горный, лыжный, велосипедный, водный, спелеологический. И поверьте, каждый из этих видов имеет свои романтические особенности, наряду с большой и тщательной подготовкой, перед интересным походом.

Прошли весна, лето и осень. Сезон водников закончился и все с нетерпением ждут следующего сезона… А впечатления остались, будто только что вернулись из похода… Вот и решила поделиться впечатлениями от одного из летних походов. Это был сплав по верхнему течению реки Кок-Су, в Джунгарском Алатау, в Алматинской области Республики Казахстан.

Paйон Джунгарского Алатау позволяет совершить ряд походов высших категорий сложности по рекам Лепсы (4 к.с.), Кок-Су (5 к.с.) и Тен-Теку (6 к.с.). Интересны, также, расположенные вблизи реки бассейна Или-Чилик (5 к.с.), достаточно часто посещаемый туристами Украины, и Чарын (6 к.с.), полное прохождение которого совершено группой “Союз” под руководством Лагоды только в 1988 году.

Вместе с тем, связки рек в районе с великолепной сетью дорог не представляются логичными. Река Кок-Су (по – казахски – голубая (небесная) вода) левый приток реки Каратал, берет начало у основания ледниковых морен на высоте 3500м. По площади водосбора (4670 кв. км) и протяженности (205 км) она больше Каратала до его слияния с Кок-Су. В верхнем течении русло реки расположено на дне узкой долины, приобретающей вид ущелий при прорыве через хребты. Ущелья образуют отроги хребта Токсанбай. От слияния рек Казак и Карабулак, образующих Кок-Су, река проходит через ряд ущелий. Сразу после слияния река уходит в “Чёртово ущелье”. По рассказам местных жителей, его длина составляет от 12 до 18 км, по берегу сквозного прохода нет. Известно только, что в ущелье снизу есть перила на скалах, смонтированные пограничниками.

Дорога к лесоразработкам, идущая из Коктальской котловины, уходит далеко в сторону от ущелья. Ниже устья реки Чебурма река входит в узкое Верхнее ущелье протяженностью более 24 км. В ущелье сосредоточены наиболее сложные препятствия реки Кок-Су. По правому берегу идёт автомобильная дорога, которой пользуются для вывоза леса. В ущелье расположены 5 пасек. Все они приватизированы. В конце ущелья река проходит через скальный коридор. В устье коридора расположена погранзастава.

Скальный коридор заканчивается мостом через реку. Здесь проходит дорога из густозаселенной и возделанной долины рек Коктал и Кескентерек в поселок Рудничный. В бассейне реки Кок-Су находятся 162 ледника общей площадью 205 кв. км. За поселком Рудничный река принимает крупный левый приток – реки Коктал, что увеличивает расход воды практически вдвое. В истоках Коктала находятся 72 ледника площадью до 98,4 кв. км.

Кок-Су относится к рекам смешанного снежно-ледового и грунтового питания. Половодье на реке начинается с середины марта таянием снегов. Со второй половины мая идет вторая волна, обусловленная таянием снеговых заносов в высокогорье. Вместе с тем, снежники сохраняются на северных склонах вплоть до августа. Далее следует сильно растянутая во времени полоса таяния ледников. Снеговые воды в период паводка составляют 55% от общего стока (за год – до 65% стока). Незначительные подъемы воды обеспечивают дожди в высокогорье.

Освоение реки Кок-Су туристами начато в 1979 году. При попытке ее прохождения группой из Ленинграда (руководитель И.Темкин) на десятом километре сплава погиб один из участников. В мае 1980 года реку успешно преодолела группа из Новосибирска под руководством В.Говора, осенью 1981 года – группа из Донецка под руководством А.Филипенко. С тех пор река пройдена множеством групп, в основном в весенний и осенний периоды. Наиболее массовым стало ралли Чуя-89.

Наш поход продолжался 7 дней. Два дня у нас заняла дорога. Как оказалось, дорога по долине реки была одним из ключевых участков маршрута, не смотря, что к водной части, она не относится. Разнообразие кочек потрясало как нас, так и машину, и в результате мы рикошетили от стенки к стенке, временами попадая головами в окна. Но при этом, проявляя чудеса ловкости, наша команда умудрялась пить пиво. Нас всех изрядно потрясло и вымотало, и все с нетерпением ждали спуска катамаранов на воду, которые придавили собой одного из участников предстоящего сплава.

Экипажи получились следующего состава: первая двойка – Кайсин Серик (руководитель на воде) и Утениязова Бибигуль; четверка – Юшкявичене Симас и Аудроне, Гриненко Александр и Рускова Ирина; вторая двойка – Шевченко Андрей и Григорьев Максим; и группа сопровождения по берегу: Душкин Анатолий Васильевич (организатор данного мероприятия), Шевченко Анастасия, видео оператор – Парамонов Олег и я, второй видео оператор, ваш слуга…

Экипаж Серика шел первым, вторая двойка – замыкающей, а четверку пустили по середине. Суда спустили на воду после обеда второго дня нашего путешествия, ведь сборка катамарана один из самых ответственных моментов подготовки к сплаву. Пока экипажи собирают свои суда, оставшаяся часть команды готовит обед. После обеда, когда экипажи одели гидрокостюмы, защиту и спасательные жилеты, погрузили личные вещи в машину, спустили плавсредства на воду и прослушали последнюю инструкцию, была наконец дана команда «СТАРТ!».

Первый день на воде (сплава) получился тренировочным, экипажи срабатывались, выполняли различные элементы водной техники. Погода, постоянно портилась, как только наши водники брались за весла. Но стоило им оказаться на берегу, так сразу выходило из-за туч солнышко, и все становилось на свои места. Хотя, даже солнце не могло сразу согреть людей, только что сплавлявшихся по бурной Кок-Су. В такие моменты, как всегда выручали друзья, остававшиеся на берегу, и которые сразу же оказывали «теплый» прием зачалившимся. В общем, первый день сплава, выдался довольно простым, и все еще было впереди: Иуда (5к.с.), Шахматная Доска (4к.с.), Врата Ада (4к.с.), Крокодилья Пасть (5к.с.), Пасечный (4к.с.), Пропеллер (5к.с.). Все это названия коксуйских порогов говорит сама за себя, и как видно добрая половина этих названий простотой вовсе не подкупает!

На второй день сплава, проснулись рано, ведь еще остался маленький участок подъезда. Позавтракали, и наш руководитель стал объяснять план сегодняшнего отрезка сплава. В этот день ребят-водников ждали пороги Иуда и Шахматная Доска. Перед каждым порогом они чалились и проводили разведку порога, прокладывали приблизительный маршрут прохождения порога. Первым, их, поджидал порог Шахматная Доска. Суть порога Шахматная Доска заключается в том, что на протяжении всего порога из воды торчат камни, фактически, в шахматном порядке, что говорит за название порога… Следующий порог Иуда, встречал чуть ниже по течению. Порог Иуду можно разделить на три условные части: Входная разгонная шевера длиной метров 100 -150 приводит к двум косым воротам, через которые надо пройти… Обход ворот справа невозможен из-за близко расположенных друг к другу камней. Через 70 метров от вторых косых ворот прохождение порога разделяется на два варианта, первый вариант – это маневр с обходом камней и бочек к правому берегу, второй, проход вдоль левого берега в обход бочек и мучительный поиск лазейки среди камней, куда выбрасывает струю, идущую вдоль левого берега.

Зачалились, чуть ниже пасеки, где нас радушно встретил пасечник со своим помощниками, старый друг Анатолия Васильевича и его тезка. Люди живут в глубине гор и для них встретить там такую «большую» компанию, тем более большую часть которой Анатолий знает – редкость… Анатолий, помимо пасеики содержит скот (коров, коз, баранов). Они угостили нас рамкой сот, только что вынутой из улия. Потом помощник Анатолия привел корову, с пастбища, и у нас появилось парное молоко, причем корову доила вся женская составляющая нашей группы. Вечером, к числу прочих прелестей, которые нам организовал Анатолий, добавилась свежее мясо молодого барашка. «Вот это гостеприимство!» – подумалось мне.

Из-за вчерашних посиделок проснулись поздно, позавтракали оставшимся барашком и желающие пошли к Анатолию на пасеку за сотами. Пасека оказалась довольно большой, рамки сот доставали из улия у нас на глазах. Когда достали последнюю рамку, Анатолий позвал нас пить чай. Отказать значило бы обидеть гостеприимного хозяина. Во время чаепития нас уговаривали остаться, т.к. знали, что в нашем запланированном графике есть дневка, но мы не могли остаться даже при всем своем желании – тактическое построение графика сплава не терпит переносов дневок. В это время остальные ребята собирали вещи и готовили катамараны. Когда все были в сборе, Анатолию попытались объяснить все тонкости сплава. Вчера вечером Анатолий сказал, что очень хочет попробовать сплавиться. Наши ребята решили не отказывать, и Ира уступила свое место на катамаране, в четверке, Анатолию на небольшую часть перегона. Естественно вторая часть этого перегона была оставлена Ирине для разминки…

Первым препятствием сегодняшнего сплава был порог Врата Ада. Когда мы подъехали на машине к началу порога, на разведке была только одна, вторая, двойка. Мы были в шоке. Куда делись два первых экипажа? Ребята шли с небольшим отставанием и не видели, что произошло с двумя первыми экипажами. Андрей с Максом провели разведку, Анатолий Васильевич не отказался дать им совет. Они довольно хорошо прошли порог. Мы отсняли видео и, спрятавшись в теплый кунг ГАЗ-66, тронулись дальше с тревогой на сердце. Но мы не успели проехать даже 500 метров, как из кустов на дорогу вылезли Серик с Симасом. Камень свалился с сердца, с ребятами все хорошо. Оказывается, Серик дал команду чалиться, а сам не смог выгрести к берегу и, положившись на удачу, решил проскочить порог так, а четверка, ни чего не разобрав, пошла за ними следом.

После этой небольшой истории предстоял перегон до Крокодильей Пасти. Когда мы подошли к порогу начал дуть сильный и холодный ветер, пошел ливень временами с довольно приличными градинами. Разведку этого порога проводили достаточно долго, т.к. он считается одним из труднейших порогов верхнего Кок-Су, так же нужно было организовать страховку на случай киля (переворота) и к тому же ребята должны были настроиться психологически. Маршрут прокладывают сначала вдоль противоположного берега, а затем резко, совершая маневр, уходят на центр реки, между обливной плитой и «клыком» торчащим из воды. Первыми пошли Серик с Бибигуль. В первой трети порога катамаран начало крутить и в итоге выкинуло на плиту, с которой его чуть не опрокинуло. Но экипаж катамарана сработал четко и избежал киля. Оставшаяся часть порога была пройдена без хлопот. Следующей стартует вторая двойка: Андрей и Макс. Все сразу пошло не так: у меня долго и упорно отказывалась включаться камера, ребят «кидало» на камни и вертело как волчок. В итоге их выкидывает на эту же плиту, катамаран начинает работать на излом и… Киль!!! Все в ужасе! Андрей появился из воды и вылез на каркас перевернутого катамарана. Макса – нет! Вот и Макс появился из воды, ловит оба весла, но не может вылезти на катамаран… Андрей пытается удержать Макса возле катамарана и сам пытается не свалиться с него. Страховка не помогла, «киляторы» были ближе к другому берегу. Серик с Бибой, находящиеся на берегу, кидаются в погоню, на помощь. В это время с верху все кидаются бежать на берег. Но ребята смогли сами выгрести к берегу. Всё хорошо, но мы изрядно перепуганы.

После пережитого состав четверки чуть меняется, Ира отказывается идти. На замену идет Серик. Четверка прошла чисто, как и было запланировано! На сегодняшний день остался только перегон до места нашей стоянки. После чалки наших «киляторов» начало трясти. Но погода нам улыбнулась. Выглянули последние лучи солнышка, в которых нам удалось чуть-чуть согреться и подсушить вымокшую технику (была бортовая камера)…

Вечером было очень много обсуждений, эмоций. Даже не удержались и отмотали видео на Крокодилью Пасть. В этот день, после всего увиденного, я четко осознала, насколько важную роль играет психологический настрой водника на маршруте и перед прохождением порога. Следующий день, все отсыпались, и часть народу увидели только к обеду. Решили вечером устроить настоящую туристскую баню и поэтому день посвятили сбору дров. Так же хотелось иметь в рационе питания продукты дикого происхождения. Помимо дров собирали малину, землянику, грибы, лекарственные травы.

Можно было позагорать на солнышке, искупаться в маленькой заводке, правда глубиной всего по колено, образованной огромной глыбой… После обеда Анатолий Васильевич предложил нам немного сплавиться самим. Мне, как человеку сплавлявшемуся в своей жизни всего один раз, и то только по Или, и несмотря на пережитый днем ранее шок, все равно очень хотелось попробовать. Мне предложили идти в двойке с Сериком, а Анатолий Васильевич пошел на четверке с Настей, Симасом и Сашей. Машинку решили не гонять, поэтому пошли пешком вверх, неся катамараны на себе.

На суше был произведен инструктаж. Сначала я испытывала жуткое волнение, но потом, когда делаешь первый гребок, испытываешь драйв! Это незабываемые ощущения! Так и хочется опять сесть на катамаран, за весло! Мы поняли, что пора чалиться, когда услышали свисток. Это был сигнал. Водники стараются подавать сигналы с места чалки из-за того, что с реки берег выглядит совершенно по-иному.

Оставшееся время все с нетерпением ждали бани и вели активную подготовку к этому событию: пилили дрова, устанавливали весла, так что бы на них можно было растянуть полиэтилен, собирали травы для веников. После ужина все пошли в баню, а я спать, т.к. очень устала.

На следующий день встали рано, т.к. нам предстоял длинный день. Быстро позавтракали рисовой кашей, собрали вещи и тронулись в путь. День был посвящен выходу из ущелья. Через несколько километров нас встретил порог Пасечный. Он находиться напротив 4 пасеки, возможно, это и есть причина его названия. На взгляд со стороны он казался самым простым, всего на всего водникам предстояло покачаться на валах этого порога. После порога шел длинный перегон. И последний порог, который предстояло пройти перед выходом к поселку Рудничный – это порог Пропеллер.

Порог Пропеллер состоит из двух ступеней. Первая – слив с косой бочкой и с последующим обратным течением. Вторая – обливные камни с бочками. Порог проходили со взаимной страховкой, так же, все по очереди. После порога шел длиннющий перегон, на который Душкин решил опять сделать рокировку и мы, четверка сопровождения, опять на весле…

Прошли совсем чуть-чуть и встали на обед, где собрали большую толпу зевак, впервые видевших водников вживую. Было решено идти до рощи, т.е. фактически до нижнего течения реки. После обеда тронулись дальше, в путь. В этом перегоне я и почувствовала то самое ощущение, которое испытывают водники, проходя порог. Этот перегон шли таким составом: четверка – Анатолий Васильевич, Настя, Аудроне и Олег, первая двойка – Андрей и я, вторая двойка – Серик и Бибигуль. Что бы успеть к назначенному месту приходилось все время грести, но, несмотря на быстро появившуюся, с непривычки, усталость нам было очень весело и все равно хотелось грести… К месту выбранной ночевки причалиться было трудно, в этом месте река сужалась и течение усиливалось, а катамараны все время сносило течением.

Нам пришлось зачалиться выше и стартовать на чалку всем по очереди. Группа поддержки ловила за «морковку» катамаран и подтягивала к берегу, затем этот катамаран выносили наверх, т.к. берег представлял собой маленький обрыв. Следующие ждали выше, когда вернется народ и даст команду полной готовности ловить следующий экипаж. Здесь уже шла зона тугаев, соответственно было много клещей и очень много комаров. Мы прятались как только могли… Но спасением служил только дым от костра.

Комары достали на столько, что сразу после ужина все разошлись по палаткам… Утром встали рано. Пока готовился завтрак, успели разобрать катамараны и собрать часть вещей. Когда были собраны все вещи и погружены в машину, сделали групповое фото и… Незаметно пролетели дни. Пора возвращаться в городской быт. Может быть поэтому дорога в Алма-Ату прошла невесело, у каждого были свои мысли, может переоценка событий. Я тоже ехала и смотрела на уходящую за горизонт реку. И наверное после всего увиденного, пережитого в голове была только одна мысль – поскорее вернуться на реку.

Автор:
Ольга Ухова
---