Публикации
Архив публикаций
Несторианская святыня у Светлого мыса
15 Май 2009
На 177м километре трассы Балыкчи – Каракол, что идет по Северному побережью озера Иссык-Куль, вниз, к воде, отходит неширокая живописная дорога с разбитым асфальтовым покрытием. Первые деревья – тополя, карагачи – были посажены свыше ста лет назад. Сегодня их разросшиеся кроны плотно смыкаются над проезжей частью, образуя зеленую в синих небесных и золотистых солнечных пятнах естественную галерею.
Сине-зелено-золотистая гамма как нельзя лучше гармонирует с названием поселка, лежащего на другом конце полуторакилометровой дороги и небольшого песчаного полуострова, на котором он расположен. В постсоветское время село было переименовано в Ак-Булун, хотя старожилы упорно продолжают называть его Светлым мысом. Но больше всего «золотое на голубом» созвучно истории – древней, новой и новейшей – этого удивительного уголка Иссык-Кульской котловины.
В советские годы главным градообразующим фактором поселка Светлый мыс был сельскохозяйственный совхоз-техникум, который ковал специалистов-аграриев для всего региона. Сегодня учебное заведение является филиалом Иссык-Кульского университета, но в наши дни славность стен аграрной альма-матер определяет совсем другой, весьма далекий и от сельского хозяйства, и от педагогики фактор.
В середине 20-го века при закладке котлована под корпус студенческого общежития рабочие наткнулись на человеческие останки. На одном из скелетов, как вспоминали очевидцы, было богатое вышитое одеяние, а на шее – массивный серебряный православный крест. С этой находки и начинается «новая» история Светлого мыса – полуострова, который сегодня многие, в том числе и митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир, считают самым священным для христиан местом в Центральной Азии.
Серебряный крест куда-то таинственно исчез прямо из могилы. Котлован, с несвойственной советскому атеизму щепетильностью, перенесли на несколько метров в сторону. А захоронение стало служить местом для молитвы православных жителей окрестных деревень.
Но в земле Светлого мыса или в водах окружающего его залива, как считают некоторые ученые-историки, возможно, покоится нечто, что способно привлечь паломников из более широкого географического ареала. Это – рака с нетленными мощами святого апостола и евангелиста Матфея, одного из ближайших учеников Христа, составителя первого из четырех евангельских повествований о пришествии Спасителя мира и единственного из двенадцати апостолов, чье место погребения было неизвестно.
Сейчас есть все основания для уверенности в том, что одна из величайших христианских святынь – рака c честными мощами святого Апостола Матфея, находится в Киргизии, на Иссык-Куле.
Как известно из Священного Предания, святой Апостол Матфей претерпел мученическую кончину от рук язычников за проповедь Христа в Сирии, где первоначально верные хранили его нетленные мощи и поклонялись им. Когда император Декий (249–251) объявил гонения на христианство во всех захваченных Римской империей странах, верующие, опасаясь поругания святыни, перенесли честные мощи святого Матфея в Среднюю Азию – край, славившийся широкой веротерпимостью. В то время здесь уже существовали многочисленные христианские общины.
Рака с честными мощами святого евангелиста Матфея хранилась в армянском монастыре, располагавшемся близ Иссык-Куля. О местонахождении этой великой святыни знал весь христианский мир. На известной Каталонской карте, датированной 1375 годом, среди архитетурных сооружений заметно выделяются несколько храмов. Один из самых крупных, храм в стиле романской базилики, но с пирамидальным завершением, расположен в той части атласа, которая соответствует современной Центральной Азии. Он изображен на берегу озера, с продолговатыми очертаниями отдаленно напоминающего Иссык-Куль. Подписано это изображение так: «Место, называемое Иссикол. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и евангелиста».
Впоследствии город, где находилась древняя армянская обитель, был затоплен водами озера. По местному преданию, наводнение было карой Божией горожанам за отказ в гостеприимстве и оскорбление какого-то праведного странника. Существуют две версии дальнейших событий: согласно первой спасавшиеся от бедствия иноки успели унести с собой главное сокровище своего монастыря – раку с мощами святого Апостола Матфея и затем закопали ее где-то на побережье; согласно второй версии иноки унесли раку с мощами Апостола Матфея на территорию нынешнего Таджикистана и закопали ее где-то в горах Памира.
Географ П. П. Семенов-Тян-Шанский, изучавший Каталонскую карту, полагал, что монастырь армян находился в бухте Курменты, между селами Светлый Мыс и Тюп. По воле Божией именно поблизости от затонувшей святыни в 1882 году был основан русский Свято-Троицкий мужской монастырь. Побывавший в этом краю в конце XIX века российский чиновник барон Александр Каульбарс не только слышал из уст местных жителей предания о затопленном городе, но и сам видел под водой его развалины и находил на берегу вынесенные волнами обломки древней керамики со знаком креста. В своих путевых заметках А. Каульбарс писал: «Замечательно, что неподалеку от Иссык-Кульской Троицкой обители, возле устья рек Тюп и Кой-Су сохранились под водой развалины древнего города. В этом городе, по предположению ученых, существовал армянский монастырь, в котором находились мощи евангелиста Матфея».
Начиная с 1992 года, то есть сразу же после обретения религиозной свободы, Ташкентская и Среднеазиатская епархия Русской Православной Церкви стала предпринимать попытки проведения изысканий с целью обретения честных мощей святого Апостола Матфея, но из-за экономического кризиса тех лет эти начинания долго оставались без поддержки. С 1999 года под руководством академика В. М. Плоских было организовано три археологических экспедиции, которые не только установили наличие подводного городища, но и идентифицировали расположение развалин зданий христианского монастыря и храма.
Наконец, в 2002 году представители американской фирмы «Эй-Пи-Ви Ньюс» во главе с директором Сергеем Мельниковым с помощью геофизической аппаратуры обнаружили на побережье Иссык-Куля на глубине 27 метров саркофаг, который, возможно, и является ракой святого Апостола Матфея.
В том же году множество жителей Прииссыккулья, как православных, так и мусульман-киргизов, видели знамение: огромные светящиеся кресты в небе над этим местом.
В 2005 году во время археологической экспедиции доцент КРСУ А.М. Камышев обнаружил в районе села Курменты на самом берегу озера Иссык-Куль ещё одну интересную находку – пещеры, которые вызывали очень много вопросов. На данном этапе исследования курментинский пещерный комплекс представлял собой узкий лаз, постепенно расширяющийся, с выходящими в него с разных сторон небольшими комнатами, напоминающими монашеские кельи. Насколько можно сейчас судить, таких келий около тридцати. Археологи предполагают существование нижних ярусов, сейчас засыпанных землей.
По мнению исследователей, создателями курментинского пещерного комплекса вполне могли быть армянские монахи – плавные правильные арки и своды, выдают руку очень умелых строителей.
Сейчас район Светлого мыса попрежнему требует тчательного изучения и присвоения ему особого статуса. А пока – ветшают и разрушаются здания монастыря и часовни, рассыпается в труху древняя деревянная мельница, и серебряный крест, когда-то пропавший из могилы, так и остается в чьей-то частной коллекции.
- Редактор:
- Дмитрий Волков