Рассылка новостей

Архив публикаций

Слияние стихий

19 Апрель 2009

Фестивалю “Хан – Тенгри 2000 посвящается”

Да, я летаю!
Но вряд ли я могу назвать себя высоким словом ПИЛОТ-ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬ, скорее кокетливо – пилотеса.

Меня совсем не тянет как других спортсменов на подвиги, рекорды, и прочие доказательства себе и другим своих возможностей. Просто нравится. Потому что красиво, романтично и особенно потому, что траектория полета постоянно пересекается с дорогами других спортсменов эстремалов, людьми, безусловно, богатыми духовно и очень интересными, хотя в чем-то не в обиду будет сказано чёкнутыми.

На пример, однажды судьба связала меня с парашютистами, среди которых и сегодня много друзей, и по причине этой “случайной” связи меня иногда мучают кошмарные сны, в которых я вижу открытый люк самолета и быстро приближающуюся землю.

Ну, что касается парапланов – это моя тайная любовь. Я долго училась летать на, у меня возможно самый большой стаж в обучении. Два года усиленных тренировок принесли ощутимые плоды многим парапланеристам нашего города, с которыми я бегала по склонам предгорий Заилийского Алатау. Как самый опытный из учеников я помогала им морально, но, как ни странно мои 45 кг. только 2 раза позволили мне оторваться от земли. Я навсегда запомнила чувство легкости и восторга, хотелось визжать, кричать, петь. Впечатление, что у тебя и вправду расправились крылья. Этим чувством мне и сейчас хочется поделиться со всеми, желающими испытать его. Тем ребятам, которые оказываются в составе нашего летного экипажа, или около него, мы даем шанс почувствовать свои крылья.

А так, как мы перемещаемся не только по воздуху, но и по земле, в следующий раз, наша взлетная полоса пересеклась с трассой Алматинской федерации автогонщиков. Мой воздушный шар послужил им ориентиром во время гонок по степям и пустыням, где естественных ориентиров и быть не может. В благодарность за это они любезно пригласили меня принять участие в городских ралли между любителями. Мы с моим стареньким (20 лет) Ниссанчиком очень старались, и в результате заняли второе место среди мужчин, и заработали канистру моторного масла, но лишились сцепления. Так что с автогонками я покончила, едва начав.

Но дальше, больше. Не зря говорят, будто своими мыслями мы сами программируем свою жизнь.

Как-то зимой 1999 года мне в руки попала интереснейшая книга о восхождениях казахстанских альпинистов В. Хрищатого “Мы растворяемся в стихии”. Я прочла ее на одном дыхании. И сделала для себя вывод, что эти спортсмены самые сумасшедшие из сумасшедших. И что воспринимать горовосхождения я могу не иначе, как сидя в удобном кресле с этой книгой у горячей батареи с чашечкой горячего чая. Иначе даже мысли покрываются инеем.

Но не проходит и полтора года, как программа начинает действовать, нагло вторгаясь в мою жизнь и разбивая все мои планы о летнем отдыхе в курортной зоне Белокурихи о покрытый вечным льдом, пик Хан-Тенгри.

Все произошло со скоростью горного потока.

Проезжаю я как-то в июле мимо офиса туристической фирмы “Mountain travel” и думаю: “ А не зайти ли мне в гости к моему старому другу, заслуженному тренеру СССР по альпинизму, члену Союза фотографов Казахстана, инструктору группы покорителей Эвереста 1997 года Сидельникову В.Н. на чашечку кофе”. И зашла. И видимо оказалась в том-самом месте в то самое время. Вместе с кофе меня угостили последними новостями и планами на ближайшее время.

Так я впервые узнала о готовящемся фестивале “Хан-тенгри 2000”. И так фотографа вдруг осенила художественная мысль сделать снимки , которых еще не было: – “Галка, а почему ты не принимаешь участие в фестивале?” – “Действительно, Виктор Николаевич, а почему меня не пригласили?” – “Так, быстро, бери телефон и разговаривай с организатором фестиваля Хайбулиным Ренатом.”

Сказано, сделано. Ренат тоже за принятием решения в карман не полез и тут же ответил согласием сделать то, чего до нас еще никто не делал.

Этот суровый, самый северный семитысячник, альпинистам то на вершину не каждый день позволяет подняться, а что б на воздушном шаре – это дерзость не слыханная. Он слишком хорошо все это понимал. Я же понятия не имела во что ввязалась и только позвоночник медленно покрывался изморозью от смутных предчувствий.

И так, зайдя на чашечку кофе, я вышла из тур.фирмы с леденящей душу мыслью “Я влипла”. Поскольку не в моих правилах брать назад данное мною слово, я понимала – обратной дороги нет.

Что-бы лучше передать мое настроение, приведу несколько предостережений, полученных мною от друзей альпинистов:
“Очки не снимай, ослепнешь.”
“Без связки даже в туалет не ходи, провалишься в трещину, глубиной 400м. или если повезет, то 100м.”
“Температура воздуха может упасть до -50, бери водку для растирания.”

Поскольку я абсолютно не приспособлена к жизни не то что на леднике, а даже просто холодной зимой (в Алматы температура воздуха от силы дней 20 за зиму опускается ниже 10 градусов днем). И то, мой маршрут по морозу обычно составляет не более 10 м от машины до помещения. Короче говоря, в моей оснастке принимал участие весь город, кто рукавички, кто носки, кто шарфик, спальник, палатку, очки, шапочки, ботинки и т.д. Впрочем, мои личные вещи, без особого труда поместились в гондолу (1м х 1м х 1м).

В общем, я готовилась к самому худшему.

Но чем ближе становилась дата отъезда, тем больше лед в моей душе искрился на солнце. Я не могла поверить в реальность происходящего. Но это был не сон, и дневник наших горных приключений мы предлагаем нашему читателю.

Начнем с того, что по просьбе Рената наш летный экипаж состоял из 3-х человек:
Галина Косякова – пилот,
Дима Калачев (17 лет) – второй пилот,
Леша Пилипенко (17 лет) – помощник пилота.

18 августа

9 часов в пути прошли не заметно. У меня очень юный и юморной экипаж. Всю дорогу не иссякали их шутки по поводу и без, их настроение передалось остальным пассажирам, так что доехали весело к шести часам вечера.

Базовый лагерь Ак-Коль расположился в живописнейшем ущелье на высоте 2200м, окруженном пологими, покрытыми мягкой травкой склонами, и пересеченном стремительно несущей талые воды, горной речкой.

Из-за высоты в один день в этом месте могут смениться все времена года. Пока переоденешься в купальник и расположишься загорать, стремительно налетят тучи и пойдет дождь, переходящий в снег, спрячешься в палатку, оденешься потеплее, выглядываешь из палатки и диву даешься, радуга в полнеба. Только держи наготове фотоаппарат.

Около часа у нас ушло на обустройство и ужин. Но так, как в моих ребятах встроен вечный двигатель , об отдыхе не было и мыслей. Предвидя возможность потренироваться, мы взяли с собой парапланы. И вот , не смотря на набегающие тучи, стараясь успеть до темноты, мы пошли на ближайший склон. Дима полетать, Леша поучиться. Я за компанию.

Едва мы разложили купола, начал моросить мелкий дождь, переходящий в ливень.

В результате мы промочили парапланы и свою одежду и обувь до нитки. Перед нами засветилась не очень хорошая перспектива – лететь на ледник в мокрой одежде.

19.08.2000

Вчерашние похождения закончились для нас Лешиным насморком и его частыми походами в медпункт. Лететь на 4000 м. с заложенным носом и начинающейся простудой – самоубийство.

Денёк выдался на славу, промокшие вещи высохли, парапланы тоже. Дима несколько раз слетел с горы, Леша вдоволь набегался. Я общалась со спустившимися с ледника с обмороженными руками и обгоревшими лицами Москвичами. И думала, что-то нас ждет. На адаптацию нам дали пару дней.
Весь день по ущелью гулял ветер. Под вечер набежали тучи. Прошел дождь. Засияла радуга. После ужина, пообщавшись в столовой, мы уже желали друг другу спокойной ночи, как тихий звездный вечер соблазнил нас на безумный поступок.

Вместо уютных спальников в палатках мы пошли распаковывать воздушный шар, одиноко грустивший за столовой.

Темнота, хоть глаз выколи. Без какой-либо подсветки в 11 часов вечера, без какой-либо помощи со стороны, где волоком, где перекатывая. На ощупь собирали горелки, крепили шланги к баллонам, раскладывали оболочку, вязали фалы, прикручивали карабины. Изрядно намучившись, но подняв шар в воздух, мы с горечью осознали бессмысленность данной затеи. Сюрприз не удался. Посмотреть вышли 10 человек обслуги (больше никого не было). Спросили, почему мешаем спать и зачем весь этот шум. Нам ничего не оставалось, как скручивать фалы. До столовой было далеко, оптимизма не осталось, поэтому оборудование мы составили возле своих палаток. Без сил упали на мешок с оболочкой и засмотрелись на восход.

- Господи, сколько ж времени?
Мы так намучились, что готовы были поверить, что наступает утро. Но на часах всего лишь 1 час ночи. – Но что же это, северное сияние?
Мы заворожено смотрели на медленно увеличивающийся свет из-за горы, озарявший пол неба и гасивший звезды.
Все оказалось очень просто, через несколько минут выкатилась огромная луна, а мы закатились в свои палатки.

20.08.2000

Опять чудесный день. Дима снова не слазит с горы с парапланом, Леша не выходит из мед.пункта. Вчерашние нагрузки к насморку добавили боль в ушах. Мечта о леднике медленно, но верно удаляется от него все дальше, а состав нашего экипажа неумолимо уменьшается еще на одного опытного помощника. Воздухоплаватели прекрасно поймут нашу перспективу запускать шар в сложных условиях столь неполным составом.

21.08.00

Ну, наконец, свершилось. Вертолет вертикально взмывает вверх. Круто. Видно, что киргизский экипаж дело свое хорошо знает. Для них полеты в горах на высоте до 7000м дело привычное.

На борту вертолета, воздушный шар фирмы “Галлея” и его экипаж: хрупкая женщина и подросток. Главное, что теперь от меня требуется, это организаторские способности и тренерский опыт. Буквально в полевых условиях на ходу сплотить команду и сделать из свободных от восхождений альпинистов – воздухоплавателей-экстремалов.

Вылетая из нижнего лагеря мы надели столько теплых вещей, сколько поместилось под комбинезон, сверху одели куртки.

Место выбрали возле иллюминаторов, нам здесь все интересно. Книжка, каждая страничка которой врезалась в память и жива по сей день, была с фотографиями, которые теперь оживали перед нами.

Сначала за окном закончились темно-зеленые краски, потом светло-зеленые, потом коричневые и серые. Окружающий нас мир окрасился в два потрясающих цвета, белый и ультра-фиолетовый. Рискуя ослепнуть я не удержалась и сняла очки, что-бы удостовериться в реальности увиденного.
Высочайшей вершиной Тянь-Шаня является пик Победы – 7439 м. Второй по высоте горный гигант – это пик Хан-Тенгри – 7010 м. Его заметная, очень красивая пирамида известна людям очень давно. По ущельям неподалеку от “Властелина духов” проходила одна из ветвей Великого Шелкового пути.
И вот у самого подножия этих исполинов на медленно ползущем, постоянно грохочущем леднике Северный Иныльчек и расположился базовый лагерь участников фесативаля “Хан-Тенгри 2000”.

Природа, до этого суровая, ветренная и снежная, неделями способная держать альпинистов в своих заложниках, встретила нас, как почетных гостей, видимо чувствовала, что мы не претендуем разделять с ней власть над здешними владениями.

Недавно выпавший снег, салютовал нам, искрясь на солнце. Ветра не было. Было на столько тепло, что мы начали медленно раздеваться. Местные “жители” ходили в шортах.
При моей готовности к самому худшему, столь теплый прием произвел на меня неизгладимое впечатление. Захотелось сразу же разложить привезенные подарки и мы, не заходя в столовую начали разворачивать привезенное оборудование.

Ренат, впрочем, не ожидая от нас столь поспешных действий, основное событие, скоростное восхождение на пик Хан-Тенгри, должен состояться завтра, но принимая во внимание возможность неожиданных сюрпризов погоды в любое время и любой продолжительностью, инициативу нашу поддержал и прислал помощников во главе с собой.

Он и был главным поджигателем, когда из-за недостатка кислорода, высота 4000, наша газовая зажигалка отказалась работать. Без лишиних вопросов, Ренат быстро скрутил из картона “козью ножку”, и благополучно добрался до блока горелок, одна из которых не нашла другого времени, что-бы сломаться.

Но мы с Димой коммерческие пилоты, и привыкли работать не смотря ни на что, в нашем списке нет не одного сорванного контракта. День работаем, день ремонтируем, штопаем. Дело-то житейское.

Вот и сегодня на высоте, где даже дыхание затрудненно, а каждое движение заставляет отдохнуть. На одной горелке, с одним опытным помощником, через 40 минут после прибытия, шар взмыл в воздух. На леднике, вблизи от лагеря оказался только один более или менее подходящий булыжник для страховки от свободного полета. На который, кстати, нас все время подбивал Заслуженный Тренер СССР по альпинизму, сегодня тренер СКА РК Ерванд Тихонович Ильинский. От предложения которого мы любезно отказались во избежание ЧС, Сотрудникам которого здесь и без нас забот хватало.

Хотя, между нами, пилотами, говоря, полет был возможен, но при чуть более серьезной подготовке. Направление ветра, как ни странно обычно одно, вниз по леднику. Нет таких понятий, как катабатический и анабатический поток, так, как нет возможности прогрева почвы, везде белый цвет. Сначала мы тоже думали, утром улетим вниз по леднику, после обеда вернемся. Ничего подобного. Четыре дня наблюдений показали: до обеда вниз, перерыв, и опять вниз. Естесственно речь идет о приземном слое. Фалы мы распускали метров на 200 в штиль. Однако облака над вершинами, показывают строго обратное направление, т.е. в Китай, если кому надо – рекомендуем.

22.08.00

Скоростной забег состоялся в 6 часов утра. По свежевыпавшему, в пол метра глубиной, снегу удвоив при этом, поставленную перед семью участниками задачу.
Выглянуло солнце, до завтрака целый час. Мы с Димой тоже решились на маленький “забег” через ледник к подножию пика, просто рукой дотронуться, поздороваться , без всяких претензий на покорительство.

Тропинка от лагеря сначала идет перпендикулярно склону, потом вдоль него, всего около километра. Это расстояние мы преодолели минут за 40. И уже начали возвращаться, как вдруг над нашими головами прозвучал пушечный выстрел.

Я оглянулась на Диму. – Что это было?
Дима молча смотрел на гору, посредине которой увеличиваясь в размерах набирало скорость, жутко красивое, сверкающее на солнце снежное облако. По сравнению со всем этим страшным великолепием, мы вдруг почувствовали себя, не покорителями, и даже не экстремалами, а маленькими, никчемными, беззащитными букашками, застигнутыми врасплох. – Дима, что делаем? – Бежим! – Куда? – Вперед! – Может назад? – Галина Константиновна!
Дима за руку потащил меня по тропинке в направлении к лагерю. Но как не старайся, тропинка все равно едет вдоль склона и высота все равно 4200. Метров через тридцать я без сил упала на снег. Дыхание постоянно прерывалось кашлем, ноги сводило судорогой.

- Димка, пристрели меня, я больше не могу…
Дима обреченно сел рядом. И бросить не хочет и спасти не может. Нам ничего не оставалось, как зачарованно смотреть в глаза приближающейся смерти. Единственной защитной реакцией осталось прикрыть лицо руками.

Надо сказать, что панического страха теперь уже не было, был жуткий восторг и беспечная обреченность. Ничего не хотелось делать, только бы смотреть и смотреть, как переливаясь всеми цветами радуги, сияя и искрясь, снежное одеяло укрывало нас с головой.

Такие ощущения испытываешь, когда стоишь на празднике под фейерверком, и небо золотым дождем опускается на тебя.

К счастью, основная снежная масса осталась на горе, нас только обдало холодным дыханием, и прикрыло небольшим слоем снежной пыли. Что тоже оказалось бы не безопасным, не прикрой мы лицо руками. Как нам сказали позже – главное в этой ситуации не вдохнуть снежный воздух.

И все. И тишина. Будто ничего и не было. Во избежание новых неожиданностей, мы поспешили удалиться с места происшествия, оставляя за собой свежие следы , странно начинающиеся с середины тропинки, будто мы с неба упали.

Все закончилось хорошо. Осталось впечатление, буд-то природа сделала нам ответный подарок, в благодарность за наш ей. Вы меня порадовали вчера, я вас удивила сегодня – мы в расчете. За что мы в свою очередь не забыли сказать спасибо, и пообещали не забывать, кто в доме хозяин.
На завтрак мы опоздали, в лагере уже начали волноваться, все видели куда мы пошли и что там было. Представляете сводки в прессе: …во время проведения фестиваля альпинистов погибли два воздухоплавателя…на ровном месте …буквально не отходя от лагеря. Обхохочешься.

Ветерок сегодня не унимался весь день, без обычного перерыва на обед. Но по закону жизненного равновесия, что плохо для аэростата, то хорошо для параплана. И Дима от скуки баловался с парапланом на ровном месте ставя его на потоки, и являясь живым мультиком для отдыхающих горовосходителей.

Здесь в тему будет сказать, что на леднике мы были не единственные летуны…
Еще до нашего приезда здесь произошло уникальное событие. Свидетелями которого к сожалению мы не были, но со всей ответственностью можем подтвердить сложность происшедшего, так, как повторяю, здесь нет прогревов, и соответственно не восходящих потоков, только один скользящий с горы.

Владимир Каратаев из Дивноморска, один из тех, кто сумел проложить путь по Южной стене Лхотзе (проблеме ХХI века) в 1990 году, предпринял дерзкий и красивый шаг, слетев на параплане со склона Хан-Тенги. Прыжок был произведен из второго лагеря с высоты 5600 метров, а уже через 20 минут он принимал поздравления в базовом лагере на отметке 4000 метров. Уникальность этого события увеличивается еще и потому, что после полученных на восьмитысячнике обморожений он лишился практически всех пальцев на руках.

23.08.00

Разгулявшаяся с вечера пурга, пытавшаяся сбить с пути возвращавшихся со скоростного восхождения уставших до чертиков, надерзивших ей, спортсменов, к утру успокоилась.
К обеду снова наступило затишье. Сияло солнце. Мы приступили ко второй части нашей программы. Главный пилот сегодня – Дима. Я главный тренер. Новые помощники, новое обучение. Газ сегодня не экономили, отпустили фал на всю длину. Работали фотомоделью. Катали всех желающих ощутить себя в другой стихии.

Что интересно, желали кататься, в основном молодые спортсмены, за исключением Володи Каратаева. Ну ему понятно не сидится на земле, крылья чешутся.

Потом в столовой во время обеда я спросила участников вчерашнего забега, у которых в глазах все еще была смертельная усталость и постоянно донимал сухой кашель (совершить восхождение, на которое обычно уходит трое суток, за 12 – 18 часов, время первых трех победителей): – А почему вы не пришли к нам покататься на воздушном шаре, мы вас ждали? – А почему вы не пришли к нам на гору? Мы вас тоже там ждали!
После чего я сделала вывод, каждый сходит с ума по-своему. Меня не затащишь на гору, а их в корзину. И это правильно.

24.08.00

…Крылья сложили палатки, их кончен полет…
Программа фестиваля выполнена, наша тоже. Два дня отдыхаем, гуляем по трещинам, среди вечных льдов. Стараемся запечатлеть в памяти и на фото каждую деталь, для нас с Димой эти зимние каникулы летом останутся главным событием прошлого тысячелетия. Возраст человека должен измеряться не годами посиделок дома, а днями, часами таких событий, оставивших глубокий след в душе. Какие горы! Какие люди! Какие песни у костра! Я счастлива! Спасибо Виктор Николаевич! Спасибо Ренат! За то, что втянули. За то, что поддержали.