Публикации
Архив публикаций
Запас прочности. Дмитрий Павленко о восхождениях на пик Победы
16 Сентябрь 2010
- Так склалось, что в этом году Победа, продемонстрировав свой характер, выдала классический, хотя и весьма печальный пример того уровня риска, на который идут слабо подготовленные и(или) недостаточно опытные восходители, пытаясь удовлетворить свои амбиции на этой суровой Горе.
Не верю в то, что печальный пример этого сезона послужит уроком большинству претендентов на достижение вершины Победы, но, надеюсь, что кому то может и помочь. Вот для них и побрюзжу немного ну, то есть, опытом поделюсь.
Чтобы можно было представлять чем делюсь, вкратце опишу историю своих отношений с Победой.
1995 – первое восхождение. Проскочил на халяву, правда на возвращении чудом избежал холодной на гребне из за плохой видимости. Ходили вдвоем с другом без палатки, рыли пещеры и построили одну иглу.
1996 – была цель заночевать на Важе для акклимухи перед забегом на Хан. Вместо этого пришлось спускать с 6500 больного корейца.
1999 – второе восхождение и первое в качестве гида. Провели на гребне четыре дня из за тяжелых условий восхождения и отсутствия видимости на обратном пути, плюс попали в грозу, на 7000 занятное явление.
2001 – третье восхождение, второе с клиентом. Сходили с чистого листа, без предварительной обработки ледопада. Единственный раз, когда по собственной воле жил на Важе в палатке. Ветра практически не было, зато весь гребень и вершинный купол пришлось тропить по развилку туда и обратно.
2003 – одиночное восхождение, людей встретил на спуске, на перевале. Большую часть обратного пути от Обелиска пришлось ползти на четвереньках из за сильного ветра.
2004 – неудачная попытка с немецкой экспедицией. Дошли до Важи, но единственный оставшийся в строю клаймбер оказался не готов к жуткому холоду, царившему в тот сезон на Горе. На 6400 ночью порвало Сумитому- весьма крепкую палатку.
2006 – неудачная попытка с клиентом из Германии. По требованию клиента, несмотря на его плохую форму, дошли до Важи и просидели там 4 дня в ожидании погоды, после чего клиента чудом удалось спустить вниз.
2010 – третье удачное восхождение с клиентом. Проскочили на халяву, я правда с третьей попытки в этом сезоне.
Вот, исходя из всего пережитого в процессе своего общения с Победой, я и строю новые отношения, пытаясь максимально обезопасить себя и своих партнеров или клиентов.
Начнем с ловли погоды. Прогноз прогнозом, но необходимо держать в уме, что длинные погодные окна на Победе, скорее исключение, чем правило. Учитывая же длительность восхождения на Победу, не надо рассчитывать, что на нее можно так же запрыгнуть в трехдневное окно, как на Хан.
Поэтому очень неплохо подготовить себя морально к тому, что на восхождение придется стартовать в непогоду. Не факт, что в небесах все утрясется, пока Вы будете вылазить на Важу, но шанс поймать погоду на Важе будет гораздо больше, чем, если Вы стартанете при ярком солнце. Выходя из базы в хорошую погоду, Вы имеете гораздо больше шансов встрять на верху, когда окошко закроется и придется проскакивать в форточку, что гораздо опаснее.
Ага, подкралась опасность. Самое опасное место на Победе- ее гребень. Не из за карнизов и трещин, а именно из за неустойчивости погоды и определенных особенностей рельефа, которые слабоподготовленные восходители не учитывают, строя свои тактические планы.
А тактический план как правило прост, чем ближе встанем к вершине, тем больше шансов взойти. Один нюанс, чем ближе Вы встанете к вершине, тем труднее Вам будет вернуться. Согласитесь, это пусть и не столь доминирующая штука в вашем сознании, но, как ни крути, в альпинизме именно возвращение на базу является тем конечным результатом, к которому стремятся все, имеющие работоспособный мозг.
Поэтому я никогда не ухожу по главному гребню далеко от своротки на спусковой гребень, поэтому я не ленюсь тащить с собой вешки, чтобы как можно лучше промаркировать путь отхода или бегства, поэтому в этом сезоне я больше ради интереса прорвался с Важи в штормовую погоду, правда со второй попытки. И теперь я знаю, что с напарником и веревкой, можно было прорваться и с первой.
Прорваться. Для Победы это нормальный ход, ибо в силу господствующих здесь метеоусловий, очень часто возвращение от Обелиска превращается в прорыв и к этому надо быть готовым. Сложно сказать, какая составляющая этой готовности доминирующая, физическая, техническая или моральная.
Физуха, физуха, физуха. На Победе требования к ней высоки, как нигде. Поэтому я считаю, что Победа- Гора не для клиентов( под клиентами я подразумеваю не только единицы здравомыслящих людей, которые нанимают гидов, а всех кто идет на Победу не имея достаточной подготовки и опыта), ибо на самом деле вероятность выживания такого человека при попадании в пердиманокль на гребне, даже с идеальным гидом, если гид не сможет заставить его перевалить Важу, весьма не высока.
Обратный путь от Обелиска изобилует подъемами и проделать его на парах бензина, как правило остающихся в баке после героического восхождения, ох как непросто. А в штормовую погоду катастрофически непросто. Для этого нужен запас прочности, который подавляющее большинство бездумно растрачивает, заползая на вершину.
То есть люди, заранее согласны с тем, что они умрут на обратном пути, если накроет непогода. Потому что ползти против штормового ветра с набором, на высоте 7000- задача далеко не для каждого прошедшего медкомиссию. А пережить ночь, другую в шторм и потом опять таки ползти дальше- просто лотерея и далеко не беспроигрышная. Для того, чтобы выживать на подобной высоте и сохранять достаточный уровень боеспособности нужны или уникальные природные данные или многолетняя привычка и хорошая тренированность. Все, других вариантов нет.
Даже медицинский баллон кислорода, в случае многодневного торчалова не поможет, не хватит его.
Исходя из этого, для себя, особенно при восхождении с менее опытным напарником или группой, считаю законом- двигаться, двигаться и двигаться. На семи километрах лозунг: Движение- жизнь, актуален как нигде. И если в среднегорье я всегда предпочитаю по возможности переждать ветер в тихом месте, то на гребне Победы стараюсь прорываться всеми возможными способами.
Имея GPS и веревку, можно ползти на ощупь. На гребне GPS дает точность, позволяющую достаточно безопасно двигаться даже по пересеченному рельефу , со страховкой конечно. Да, это очень трудно, но надо четко осознавать, возможность восстановления опустошенного организма неподготовленного человека на такой высоте ничтожна и ночевка скорее всего принесет не облегчение, а застойные явления в кровообращении
В этот раз, чувствуя хорошую форму, в качестве урока, пытался бороться с ветром, порывы которого волоком тащили меня вверх по гребню, и приходилось зарубаться, чтобы не унесло на карнизы. Что скажу, можно бороться и можно двигаться, даже в одиночку, а вдвоем или группой, просто нужно. Привязали первого и пусть ползет по GPSу. На четвереньках улететь с карнизом шансов поменьше, а двигаться можно с вполне приличной скоростью.
Поползли, упираемся в необходимое барахло. Понятно, что хорошие ботинки и варежки в первую очередь, но и про маску ветрозащитную не надо забывать, чтобы не превратиться в Микки Мауса с милым черным пятачком. Опять же самоконтроль, время потраченное на отогревание конечностей, с лихвой окупиться потом внизу.
Опять же веревка, и не 15-20 метров, а нормальный полтинник, чтобы всем вместе не вылезти на карниз или не улететь на траверсе перед предвершинным ножом. Опять же, если есть веревка, ослабленных участников лучше спускать до Обелиска на ней парашютом, чтобы они не тратили на сползание силы, которых не осталось. Опять же, при спуске по гребню Важи, полтинник может здорово помочь, ежели кому то понадобится подстраховка или спуск парашютом. Не представляю, что стало бы с моим клиентом в 2006-м, если бы я спускал его не на 60 метровом конце, а дрочил бы двадцаточкой или чем покороче. Опять же при перегруженных склонах спускового гребня полтинник будет очень не лишним при пробивании дороги на-живца.
При нынешнем разнообразии подобрать что нибудь относительно не тяжелое в районе 6,5-8 мм не трудно.
Дальше чё, ну палатка до Обелиска однозначно. Опять же лопата. Если таки движение станет совсем невозможным, конечно надо попробовать закопаться. В принципе, для этого дела совсем не подходит только траверс Верблюда. Во всех остальных местах можно найти место или на китайской стороне или свалить на нашу. Опять же не надо забывать, что трещина может тоже дать отличную защиту от ветра. На Обелиске неплохой берг образовался и на полпути между Кэмелом и Важей есть нехилые дырки. Пещера либо ее заменители дадут лучшую защиту от ветра и что ОЧЕНЬ ВАЖНО возможность двигаться. Палатка и гроб в непогоду на гребне Победы- слова синонимы.
Ну и далее по списку, корзина, картина, картонка и маленькая собачонка. То есть газ, горелка, кухня, коврик(и), корм и т.д.Главное соблюсти золотую середину, ведь мало донести все это до Обелиска, придется ведь и обратно тарабанить.
Опять же, идти до Обелиска лучше с палками, сэкономите кучу сил. Единственное место где реально нужен ледоруб до Обелиска- кусочек траверса на Верблюде. Там его просто можно достать, воспользоваться и воткнуть на место, ну или прицепить. Опять же, если посчастливится достичь купола Победы еще раз, возьму палки с собой, чтобы проще было бодать предвершинные взлеты.
Вот. Ну и конечно морально-волевая составляющая. Если Вы не готовы, плача, матерясь и проклиная все на свете терпеть и ползти, если придется- беда Вам.
Если Вы думаете, что палатка и все прочее барахло тащится до Обелиска с целью обеспечить комфортные условия перекура или, что Вы можете в любой момент сесть и сказать я устал и хочу отдохнуть, а то и переночевать- беда Вам.
Если Вы считаете, что главное собрать волю в кулак и доползти до вершины, а там уж как нибудь- беда Вам.
Если Вам повезло миновать на предыдущих высотных восхождениях реальную непогоду и Вы надеетесь так же проскочить на Победе Блин, только не в мою смену.
Вот такая ботва и не забывайте, GPS- не роскошь и стоит не космических денег, а жизнь Вам может спасти не хуже веревки или еще какой снаряги.Опять же,стартуя с Важи на вершину, я прихватил с собой вешки, на которых забивал точки, чтобы в случае отползания вслепую, можно было представлять погрешность. На участке до 5800 это очень помогало, когда ходили только по GPS
И это, перед принятием решения о восхождении, подумайте сто раз, а это действительно единственный путь удовлетворения собственных амбиций и Вы действительно готовы так жестко рисковать здоровьем и жизнью или все таки можно пораскинуть мозгами и придумать еще чего.
- Автор:
- Дмитрий Павленко
- Источник:
- www.singleclimb.com