Рассылка новостей



Яндекс.Метрика

Публикации

Архив публикаций

"человек с ограниченными возможностями"

1 Ноябрь 2009

Рассказ человека, потерявшего ногу, но не переставшего заниматься каякингом, кайтингом и скалолазанием и кататься на сноуборде.


Здравствуйте, друзья! Не так давно мне исполнился год. Точнее не мне, а моему новому социальному статусу – “человек с ограниченными возможностями” (ну или инвалид – кому как больше нравится). Чуть более года назад, путешествуя на мотоцикле в славный полуостров Крым, я попал в аварию, потеряв в результате части левой ноги, а точнее голень и колено, поставив тем самым под большой вопрос возможность заниматься всеми своими любимыми увлечениями, называемыми на этом портале экстремальными. Под вопрос попал весьма внушительный список: сноубординг, скалолазание, альпинизм, каякинг, кайтинг и многое, многое другое. Вашему вниманию я предлагаю серию статей о том, как я эти вопросы решал, подперчённую небольшим количеством фотографий и украшенную искрометным юмором ;)

Интересно будет тем, кто попал в похожую ситуацию или просто хочет почитать что-нибудь в стиле “Хочешь жить – не так раскорячишься” :) Итак… часть первая – о том, что произошло, о протезе, скалолазаньи и сноукайтинге.


Сначала вкратце о травме, её причинах и последствиях

Сразу предотвращая возгласы – “ох уж эти байкеры, носятся как угорелые, бьются сами и других калечат”, оговорюсь – авария была не по моей вине. Ехал я не на спорте, а на вполне себе солидном чоппере и более чем в рамках ограничения скорости, чего не скажешь о человеке, меня сбившем – он был омерзительно пьян и нёсся далеко за сотню. Несмотря ни на что, в тот день мне чертовски повезло, столкновение должно было быть лобовым, но мне чудом удалось увести байк по касательной. А потом, вместо того, чтобы вырубиться, я сразу же достал телефон и позвонил подругам, которые приехали и спасли мне жизнь – единственные из всей толпы чётко и правильно сработали, спасибо, сестрёнки!

Результат – ампутация голени с вычленением. Значит это то, что отрезали полностью голень и вырезали коленный сустав, оставив бедренную кость нетронутой. Плюс данного вида ампутации в том, что на бедренную кость можно полноценно опираться, практически не испытывая боли и дискомфорта. Минус в том, что при протезировании искусственный сустав находится ниже уровня живого колена, но до протезирования было ещё далеко… Впереди был месяц скитаний по трём больницам.

Спустя месяц, наконец выписавшись, меня повезли в протезный центр – пока просто поговорить и, конечно, первое, о чем я спросил:
— Спортом смогу заниматься?
— Каким?
— Сноуборд, кайт, альпинизм…
— В какой-то степени сможете, но конечно, уже не так активно.

Паршиво это звучало, скажу я вам друзья. На носу сезон, скоро снег выпадет, а мне говорят, что кататься нормально я уже не буду. Ну что ж… Поехал домой, переваривать.

Первая часть осени прошла в редких прогулках на костыликах, скрашеная визитами друзей и воспоминаниями о былых приключениях, разбавленных фразами в стиле: “Ну мы ещё с тобой ууу …. ну мы ещё с тобой ааа… “ :) Правда, разок удалось выехать на свой любимый домашний слёт “Крокодилиаду” и влезть на маленькую горку в окрестностях дома.

О последнем чуть подробней, т.к. считаю данное событие своим первым восхождением в новой физической конфигурации. На берегу озера, вокруг которого я частенько прогуливался, стоит небольшая горка высотой метров 15-20 – зимой излюбленное место для катания на санках. И как-то раз, прогуливаясь рядом, пришла мне в голову мысль: “Интересно, а смогу ли я сейчас на костылях по самой крутой части влезть?”. Признаться честно, молод я и горяч, оттого последние слова вышеописанной мысли звучали в моей голове, когда я уже совершал первые шаги по направлению к вершине. Через 15 минут, немного грязный (пару раз костыли соскальзывали на влажной траве), но весьма довольный собой, стоял я на “пике” этой миниатюрнейшей горки, созерцая окрестности, будто не холм это вовсе, а Эверест, ну или хотя бы Эльбрус.


Скалолазание на искусственном рельефе

Не прошло и двух недель после описываемых событий, как меня разбудил звонок одного из моих друзей: — Сим, поехали завтра в ДДС (один из лучших скалодромов Москвы)? — Ээээ, Серёг, ну не знаю… не рано ли?!
— Ну попробуешь, не получится, посидишь пострахуешь, пообщаешься с народом.
— Хммм… Да в общем-то, почему бы и нет.

Посидеть, конечно, не удалось. Начал лазать. Ездил один-два раза в неделю. Техника лазания, мягко говоря, изменилась. Стало больше физухи, т.к. каждая перестановка ноги – это зависание на руках, а иногда и прыжок, но при этом требования к технике не уменьшились, а даже напротив, увеличились. Возможностей ошибиться и исправиться ещё меньше, чем раньше. Большинство приёмов удалось адаптировать или придумать свои.
Сначала лазил в пещерке, потом по простой стенке с небольшим нависанием, потом в пещерке уже разминался по трассам 5а, 5б и к концу декабря удалось начать пролезать маленькие потолки – те, что правее от входа в пещеру, и даже иногда с нижней страховкой. А в промежутке между тренировками, с подачи Юли Кузнецовой и Сергея Лукьянчикова, поучаствовал в чемпионате мира по скалолазанию среди параолимпийцев. Конечно, конкурент для Максима Ахметова, бегающего по стенке со скоростью, довольно близкой к скорости двуногих спортсменов, из меня никакой, но само мероприятие принесло кучу положительных эмоций. Кроме того, проводилось оно на лыжном салоне, погуляв по которому, я встретил своих нынешних спонсоров и знакомых фрирайдных гидов, давших много советов по поводу возвращения во фрирайд и обещания ещё со мной покататься. Кстати, спасибо всем тем, кого я там встретил, а так же ФСР России и лично Лукьянчикову Сергею за возможность бесплатно тренироваться в ДДСе (я скоро к вам вернусь! :))


Протез

В ноябре, так и не дождавшись всяческих ВТЭКов, я обзавёлся своим первым протезом – ортокосмосовским – самым дешёвым и самым простым. Выдавая это чудо техники, мне было сказано – “первое время гулять только с лангетками, потом можно с тростью, но только по ровным асфальтовым дорожкам”. Забегая вперёд, скажу, что на горных тропах протез ведёт себя сносно, а вот на снегу и мелком курумнике возникают проблемы :)

Протез состоит из трёх основных частей:
    • Культеприёмная гильза – такой специальный цилиндр, сделанный под
форму культи, который на культю и одевается.
    • К гильзе крепится искусственный коленный сустав – самая важная и
самая сложная часть, имитирующая работу колена.
    • Ну и ступня.

Гильзы бывают разные: вакуумные и с клапаном, твёрдые и полумягкие. Полной классификации я, увы, не приведу, скажу лишь две вещи: культя должна в гильзе сидеть как влитая, без люфта. Для спорта это очень важно. Культя со временем меняется (атрофируются неработающие мышцы), поэтому гильзу со временем придётся менять (например, я, раздолбай, всё никак не успеваю заняться своей гильзой, и в результате приходится одевать на культю 4 шерстяных “чехла”, чтоб не выскакивать из протеза).

По поводу коленки. Искусственные коленки бывают разные, начиная от электронных, которые подстраиваются под темп ходьбы человека и вроде как позволяют нагружать колено даже в полусогнутом состоянии и при этом стоят, как крыло от Боинга, и заканчивая совсем простыми, как у меня – дающими возможность лишь выкинуть ногу и нагрузить её в распрямленном состоянии. Между этими двумя вариантами есть гидравлические, пружинные, для простой ходьбы и спорта, с регулировкой скорости разгибания и без. НО! Как мне удалось выяснить, все они, кроме двух вариантов, если и предназначены для спорта, то только для бега, т.е. в принципе для активности, не требующей контролируемого сгибания/разгибания и фиксации в колене (в беге толчок осуществляется искусственной ступнёй, представляющей из себя подобие рессоры :) )

Те два варианта, о которых я говорил, это: OttoBock‘овское электронное колено (то самое, что стоит как крыло от Боинга:) ), которое, по словам разработчиков, позволяет кататься даже на роликах, но при этом требует подзарядки и не переносит купания, и колено для экстремалов от SymbioTechs USA, не предназначенное для ходьбы, но позволяющее кататься на всём, начиная от сёрфинга и скейта и заканчивая горными лыжами и вейкбордом.

Собственно, о втором варианте я сейчас и грежу. Ступни так же бывают разные – рессоровидные углепластиковые для бега, обычные для повседневной ходьбы, заточенные под ходьбу по пересечёнке и т.д. Ещё там есть косметика, прячущая железки и создающая видимость живой ноги, но в этом я совсем не разбираюсь – у меня кусок драного поролона : )

Что касается меня, так я до сих пор использую свой первый протез, самый простой и дешёвый. И каждый раз, прищёлкивая борд или залезая на скалу, или просто отправляясь в леса, молюсь о том, чтобы это путешествие он выдержал и не сломался, а вот по возвращении обязательно плюну на дефицит времени, поборю лень и, решив все проблемы, обзаведусь-таки нормальной железкой.


Сноукайтинг

Но я отвлёкся, прошу прощения. В начале января был первый сноукайтинг. Всё примерно так же, как и со скалодромом – позвонил друг, сели в машину, поехали на озеро… Начали кататься по очереди. Стало сложнее. При слабом ветре уже очень тяжело вырезаться, левые галсы (протезом вперёд) значительно тяжелее правых, кант держать иногда просто невозможно, в результате стаскивает по ветру. Решается данная проблема следующим способом – начинаем кататься в хороший ветер с правильно подобранным куполом, левый галс правой ногой вперёд (т.е. на переднем канте, спиной к кайту). Т.к. в кайтинге задняя нога более загружена, а передняя более выпрямлена, то управление доской осуществляется скорее передней ногой, поэтому и сложно ехать протезом вперёд – его сгиб контролировать невозможно. Кроме того, из-за отсутствия ступни кантоваться тоже приходится сгибанием в колене, а тут опять нет контроля. Проблемы с закантовкой отчасти можно решить настройкой сноуборда, но об этом ниже. В общем и целом, если кататься долго, то можно научиться ездить любым галсом в любом положении. В конце зимы при хороших погодных условиях я спокойно вырезался любым галсом, хоть и не сказать, что очень много тренировался, т.к. уставал при катании раза в два быстрее – всё-таки, по сути, катаешься на одной ноге.

Кстати, в безветрие тренировку можно не отменять, а заменять кайтинг на покатушки за машиной. До 50км/ч по полям… эээххххх… скажу я вам… подмосковные склоны отдыхают.

Несколько поездок в Сорочаны и покатушки за машиной натолкнули в середине зимы на следующие выводы.

Мне повезло, что потерял я заднюю ногу (т.е. левую, а я гуффи – езжу правой вперёд). Если не говорить о целине, то центр тяжести при катании на борде находится где-то посередине, загрузка ног более-менее равноценная, но при перекантовке всё-таки идёт перенос тяжести на переднюю ногу. Таким образом, очень важно иметь полный контроль над передней ногой.

Резкие перекантовки сложно делать, т.к. при таком методе активно работает заднее колено (подруливая хвост доски). Стиль меняется на более “карвовый” – более длинные дуги, большая скорость, перекантовки перекручиванием тела.

Кантоваться назад проще, т.к. задний кант проще удержать протезной ногой (ниже описана методика), при резких закантовках на передний кант протез срывается, и вместо остановки начинаешь ехать задом или вертеться через заднюю ногу.

Кроме того, возникли следующие проблемы и их решения.

Проблема: Протезная ступня не влезает в сноубордический ботинок.
Решение: Вытаскиваем внутренник, всовываем ступню, забиваем оставшееся пространство тряпками и сильно-сильно затягиваем шнурки.

Проблема: Тяжело кантоваться. Нет ступни – нет закантовки.
Решение: Хэдбэк (задник крепления) ставим в самый острый угол. Таким образом, любая маломальская подача ноги назад поднимает носок и задавливает пятку – т.е. задавливает задний кант. Конечно, контроль не полный, но, при наличии навыка, достаточный.

Проблема: Сильные заваливания вперёд или назад при перекантовках, вплоть до падения. Медленные перекантовки.
Решение: На данный момент решаю эту проблему катанием с трекинговой палкой. Когда чувствую, что заваливает, или нужно быстро перекантоваться, подталкиваю себя палкой. Кроме того, палка значительно облегчает задачу подъёма с земли.

Проблема: При резких перекантовках культя выскакивает из гильзы.
Решение: Одеваем больше чехлов на культю, но лучше сделать нормальную гильзу.

А тем временем наступило начало февраля… Середина сезона, а в горах ещё ни разу не был… Непорядок. И тут выручают друзья. Берём билеты в Шерегеш, место для меня новое, но по слухам как раз то, что надо для возвращения в горы. Надо отметить, что ни одно из моих путешествий не обходится без каких-либо изюминок или приключений. В этом изюминкой был вылет на день раньше, чем у друзей. Итак… Ранее утро, Барнаул, здоровенный чехол со сноубордом, рюкзак, трость, дурная цветастая шапочка с Чегетского рынка и ни одной родственной рожи в округе… Ребята, это песня!

Аэропорт-Барнаул, Барнаул-Новокузнецк, Новокузнецк-Таштагол, Таштагол-Шерегеш-центр, Шерегеш-центр – съёмная квартирка на окраине. Последний участок пути меня чуть не добил. Хозяйка снимаемой квартиры решила провести нас короткой дорогой – узенькой тропкой по буеракам. В результате, под конец на очередном спуске я бросал чехол с бордом вниз и с криком “Кияяяяя” на жопе следовал за ним :) Не хватало только клюкой над головой размахивать :))

А дальше было катание… трассы и, конечно, фрирайд среди ёлок в фирменном чудеснейшем Шерегешском пухляке, сотни падений, несколько срубленных доской кустов (на одном я даже повис вниз головой :) ), долгие минуты выкапывания самого себя из-под очередного дерева. В один из дней мы с друзьями даже попытались оппрыгать маленький трамплин и, можно сказать, удачно :)

Через несколько дней мне удалось познакомиться с двумя лыже-фрирайдерами из Москвы и сесть им на хвост, разгрузив своих друзей. Ребята героически терпели мою небольшую скорость и частые падения, откапывали, когда я совсем зарывался и выбивался из сил, и даже буксировали на более крутые участки.

За полторы недели катания было открыто следующее:

• Манёвренность сильно понизилась, но приспособиться можно, главное, больше кататься.
• Очень-очень сильно и быстро устаёт живая нога. Начинают болеть связки ступни. Нужно быть аккуратнее и больше отдыхать. Стоит избегать длинных траверсов. Траверсы на заднем канте плохо контролируемые, т.к. ехать на полусогнутых и держать кант почти невозможно, а на переднем очень быстро устаёт ступня.
• Очень сложно амортизировать кочки и неровности, т.к. для амортизации всего одно колено, и то на передней ноге. Тут нужно пытаться ловить баланс между передней и задней ногой, ну и стараться обрабатывать неровности, а не нестись сквозь.
• Проблема спрыгивания с кресельных подъёмников. Т.к. бежать невозможно, то спрыгнуть как обычно и убежать не получится. Есть несколько вариантов:
— Подойти к персоналу и, объяснив ситуацию, вежливо попросить передать наверх, чтобы притормозили, когда ты будешь слезать.
— Попросить друга поднять доску. Спрыгивать, опираясь на палку, и быстро отходить проще, чем с бордом под мышкой.
— Сесть с краю. Подъезжая к месту высадки, аккуратно положить доску на землю, а самому спрыгнуть вбок.
— Спрыгивать, ложиться и отползать.

Испробовал все варианты – все обычно срабатывали :)

Кстати, в Геше я познакомился c менеджером местной сети прокатов. В аналогичной аварии он потерял ногу полностью. В бедро вмонтирован специальный шарнир, к которому крепится протез. Катается на лыжах и доске, нечасто – боится вырвать имплантант при падении, но катается!

В общем и целом, поездка была весьма и весьма! :)

Через 2 недели после возвращения в Москву я отчалил в Кировск на открытый кубок Хибин памяти Валеры Соловьёва. Валера был один из тех фрирайдеров, что на лыжном салоне на моё: “Ну мы ж ещё катанём…” искренне улыбнулся и ответил: “Да, конечно катанём!” Светлая ему память, и большое спасибо.

Кубок был в лучших традициях. Все свои, все родные подонки :)

К сожалению, квалификацию я слил. Жёсткий фирн и заструги при плохой видимости – хороший тест на умение амортизировать и маневрировать. Тест провалил, но зато следующие дни были проведены в безумном фане Хибинского фрирайда. Катание по полям больших проблем не вызывает – при перекантовках нужно тонко ловить баланс загрузки ног и учиться грузить полусогнутый протез, иначе будет зарываться нос. Благодаря тому, что перекантовка идёт на скорости и происходит как бы соскальзывание, протез не будет сгибаться до конца, и при этом будет даже держать некоторую нагрузку.

Конечно, я не приблизился даже близко к своему старому уровню (который считался средним), но всё же катался, пусть даже с кувырками и падениями, но катался (даже удалось пару раз обратку катануть).

Отступление по поводу живого колена.

Перед поездкой в Шерегеш меня начали беспокоить довольно сильные боли в живом колене. Естественно, я сразу же побежал к врачу (точнее, быстро-быстро поковылял).
— Доктор, у меня болит колено, оно у меня последнее, нужно срочно спасать.
— Хм, давно потеряли второе?
— Примерно 5 месяцев назад.
— Активный образ жизни?
— Ну так… Сноуборд, кайт, скалолазание…
— И болит?
— Да.
— Я правильно поняла? Недавно ампутировали ногу. Осталась одна коленка, и Вы на одной уже по скалам скачите и по горам катаетесь?
— Ну, как-то так.
— А что Вы, собственно, хотели?

Прописали биодобавки и наколенник :) Поэтому за коленом надо следить – лазить/кататься только в наколеннике.

Всё-всё-всё! В следующей части – о том, как я стал прорайдером и вернулся в каякинг, об адаптации к каяку без переделки самого каяка, нюансы передвижения, совсем чуть-чуть о катамаранах и многое-многое другое.

Автор:
SerafimP
Источник:
<a href="http://www.risk.ru/users/serafimp/8644/">www.risk.ru</a>
---