Школа
Психологическая подготовка альпиниста
3 Май 2009
При современных требованиях к спортсменам, стремящимся к высоким спортивным результатам; а, следовательно, испытывающим большие физические и нервные напряжения на тренировках и соревнованиях, в частности, при восхождениях на труднодоступные вершины, изучение психики и методов психологической подготовки является очень важным звеном в подготовке спортсменов, в особенности высокого класса.
Без ясного понимания всей психологической сложности спортивной деятельности, многообразия обусловливающих ее связей невозможно создать рациональную методику тренировки, отвечающую современным научным и педагогическим требованиям.
Известно, что мастерство каждого спортсмена определяется уровнем его технико-тактической, физической, психологической и теоретической подготовленности. Все эти компоненты взаимодействуют между собой.
От уровня развития одного компонента зависит развитие другого. Как правило, уровень подготовленности спортсменов неодинаков, это же наблюдается и у альпинистов. Если в отдельных видах спорта слабости отдельных компонентов могут быть компенсированы за счет других, более сильных в своем развитии, так называемых направляющих, допустим, у бегунов на длинные дистанции — специальная выносливость или у слаломистов и фигуристов на льду — техника, то в альпинизме компенсировать выносливостью недостатки в технике или недостаточную выносливость техническим мастерством значительно труднее. Поэтому все компоненты мастерства альпинистов должны иметь определенный уровень, отвечающий соответствующим требованиям. Все же на первый план среди всех компонентов мастерства в альпинизме выходит психологическая подготовка. Не о всяком альпинисте можно сказать, что он “боец”, даже если он обладает высокой техникой, тактической и физической подготовкой.
Недостаточное проявление альпинистом волевых качеств, решительности, уверенности, стойкости и смелости, в особенности при отрицательно действующих факторах, ведет к снижению технико-тактических возможностей и снижению физических сил. Следовательно, в альпинизме вопросы психологической подготовки являются основными и уровень ее должен соответствовать спортивной квалификации альпиниста.
Говоря о психологической подготовке спортсменов, следует иметь в виду особенности этой подготовки в альпинизме.
К таким особенностям можно отнести:
• коллективность этого вида спорта, где каждый спортсмен несет ответственность не только за личную подготовку физических, психических и теоретических качеств, уровень технико-тактического умения. Но и за проявление всех этих качеств у своих товарищей, с которыми решаются одни задачи, где от действия одного зависят действия другого партнера и, более того, даже его жизнь. Этот фактор находит свое выражение в психологических отношениях в коллективе, где действия одного влияют на действия другого;
• длительные нервно-физические напряжения, при которых не хватает времени для восстановления сил организма;
• высокие требования к схоженности коллектива;
• психологическая совместимость в группе, продолжающаяся длительное время при больших нервно-физических напряжениях;
• взаимная ответственность, готовность к риску и самопожертвованию;
• большое количество сильных сбивающих факторов и сложных ситуаций, влияющих на ход восхождений;
• отсутствие зрителей, дающих оценку действиям спортсменов в сложных естественных условиях.
При оценке способностей и возможностей альпиниста основным показателем является его психологическая подготовка.
Как известно, предметом психологии являются:
• психические процессы;
• психологические черты личности;
• психологические особенности человеческой деятельности.
К психическим процессам относятся: ощущения, восприятия, воображение, мышление, память, внимание, эмоции, желания и др.
К психологическим чертам личности следует отнести направленность личности, темперамент, характер, интересы и способности.
К психологическим особенностям деятельности относятся особенности восприятия, мышления, других психических процессов, связанных с определенным родом работы (например, творчества).
Психические процессы и психологические особенности личности человека в их совокупности принято называть сознанием или, в более широком смысле, психикой.
Психологические особенности, психические процессы и черты личности наиболее полно проявляются при сильных умственных и физических напряжениях, при постоянно меняющихся условиях окружающей среды, появлении отрицательных факторов, стрессов, что явно находит свое выражение в спорте, особенно в альпинизме.
Уровень психологической подготовленности играет особую роль, часто является решающим в спортивной деятельности альпинистов.
Известны случаи, когда даже опытные альпинисты во время восхождений при создавшихся трудных ситуациях, где необходимо было проявить волю, смелость, решительность, сделать этого не могли, что приводило к несчастным случаям. И наоборот, проявление высокого уровня психологических качеств, в особенности, руководителем группы, который умеет правильно оцепить обстановку, учесть возможности, успешно решать технико-тактические задачи, своим личным поведением положительно влиять на коллектив — всегда кончается успешным проведением мероприятия.
Тренер по альпинизму должен иметь достаточные знания в области педагогики, психологии, физиологии и врачебного контроля для того, чтобы индивидуализировать подготовку спортсмена с учетом его способностей и возможности их развития.
Принято делить психологическую подготовку спортсмена на два этапа — этап общей психологической подготовки и психологическую подготовку к восхождению. Оба эти этапа взаимосвязаны, вместе с тем каждый имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в методике спортивной тренировки.
Общая психологическая подготовка направлена на формирование необходимых свойств личности: правильного мировоззрения, разнообразия интересов, волевых черт характера; должна стимулировать развитие психических процессов, способствующих успешному выполнению поставленных задач в альпинизме.
Психологическая подготовка непосредственно к восхождению в каждом конкретном случае включает в себя:
• твердые представления о поставленных задачах восхождения;
• знание маршрута;
• формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для решения поставленных задач;
• преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящим спортивным мероприятием, и создание состояния психологической готовности к нему. К максимальным волевым и физическим напряжениям, умение проявить их в условиях трудных восхождений;
• полный психологический контакт с группой, с которой будет осуществляться восхождение (схоженность, знание характера и индивидуальных физических, технических особенностей товарищей по группе, уровень их теоретических знаний и др.).
Некоторые особенности формирования направленности моральных качеств.
Воспитание спортсмена предусматривает формирование его мировоззрения, потребностей, интересов, а также настойчивости, целеустремленности, смелости. Решительности, силы воли, самообладания, активности и других качеств.
Целенаправленное воспитание альпиниста должно осуществляться в процессе многолетней подготовки и опыта горовосхождений на всех уровнях спортивной подготовленности.
В спортивной психологии комплекс средств, методов и мероприятий, которые способствуют формированию общих и специальных психических качеств личности спортсмена той или иной спортивной деятельности, принято называть психологическими основами воспитания и тренировки.
Систему средств психолого-педагогических воздействий, направленную на выработку психической готовности к преодолению трудностей во время восхождений, а, следовательно, воспитание специальных психических качеств, необходимых для успешного прохождения маршрутов, Система психолого-педагогических воздействий на спортсмена предусматривает:
• формирование направленности личности альпиниста:
• развитие и совершенствование волевых качеств;
• воспитание способности к саморегуляции психического состояния.
Необходимым условием правильного и эффективного формирования личности спортсмена, развития его воли и других психических качеств является правильная организация педагогического процесса. Основную роль при этом играют спортивный коллектив, его тренер (воспитатель), который направляет работу коллектива, налаживает взаимоотношения спортсменов всего коллектива, что особенно важно в коллективе альпинистов, делающих совместные восхождения, индивидуально работает с каждым во время и вне тренировочной работы, на сборах, во время спортивных мероприятий, создает правильную мотивацию их учебно-тренировочных занятий, развивает стремление к самовоспитанию, использует для этого влияние коллектива, личное общение во время учебно-тренировочных занятий и восхождений со своими учениками, используют свой авторитет.
В хорошо организованном коллективе каждый спортсмен — и начинающий, и альпинист, имеющий опыт восхождений, вправе рассчитывать на товарищескую помощь, психологическую поддержку во время учебно-тренировочных занятий или на восхождениях. Взаимное доверие позволяет альпинистам быстрее овладеть спортивным мастерством.
Большое воспитательное значение имеет отношение к взаимной требовательности. Требовательность к точности выполнения страховки товарища, соблюдению распорядка дня и режима, Дисциплины, гигиены, в четком выполнении заданий тренера должна проявляться постоянно.
Необходимо интересоваться мотивами занятий альпинизмом каждого члена коллектива. Под мотивами понимают мысли, стремления и чувства, связанные с осознанием тех или иных потребностей и побуждающие к деятельности. Такими побуждениями могут быть спортивная слава, романтика, стремление к развитию физических и волевых качеств, укрепление состояния здоровья и др.
Знание мотивов занимающихся альпинизмом дает тренеру возможность использовать эти мотивы для повышения активности спортсмена во время обучения и тренировок, для совершенствования моральных и волевых качеств, создания настройки к предстоящему восхождению, определения и развития способностей. Поэтому очень важно формировать те мотивы, которые вызывают наибольшую активность спортсмена в тренировках, максимально мобилизуют силы на определенные трудности, создают положительные эмоции, уверенность и хорошее настроение. Одновременно с этим тренер и коллектив должны воздействовать на спортсменов, которые руководствуются мотивами, имеющими узколичную направленность (болезненное самолюбие, чрезмерное честолюбие, материальные выгоды и т. п.).
Для того чтобы способствовать развитию у альпиниста положительных интересов, тренер-инструктор должен:
• постоянно вести разъяснительную работу среди спортсменов о сущности альпинизма, его традициях в воспитании морально-волевых качеств. Раскрывать сущность эстетики альпинизма, влияние его на организм. Сущность спортивного мастерства, взаимосвязь его компонентов во время больших физических и волевых напряжений, значение взаимоответственности и взаимодействий во время восхождений, о сохранении психологической совместимости в коллективе и др.;
• творчески проводить практические и теоретические занятия, ставя каждый раз разные задачи, чтобы избежать стандарта и однообразия, соблюдая педагогические принципы: сознательность, активность, постепенность, последовательность, доступность, прочность, наглядность и индивидуальность;
• добиваться самостоятельного и творческого поведения в тренировках и на восхождениях, в совершенствовании техники, тактики, развитии физических качеств;
• систематически совершенствовать способы страховки и самостраховки, технику использования современного снаряжения;
• представлять альпиниста к тому или иному восхождению по степени трудности с учетом его способностей и возможностей;
• способствовать правильному пониманию и реальной оценке альпинистом многочисленных опасностей, в условиях которых происходит спортивное восхождение;
• добиваться от спортсмена самостоятельной круглогодичной тренировки в развитии физических и волевых качеств, сохраняя режим тренировки и отдыха, ведения журнала самоконтроля, исключить употребление спиртных напитков и курение;
• интересоваться условиями жизни альпиниста, его трудовой деятельностью, учебой и др.
Одним из важных факторов психологической подготовки является собеседование группы с выпускающим на восхождение. Выпускающий интересуется отношениями в группе между каждым участником в отдельности, есть ли схоженность в группе, на каком уровне в группе были совместные тренировки или восхождения и др. Выпускающий знакомится со знаниями маршрута участниками, правильностью изображения кроков маршрута, материальным обеспечением группы, наличием необходимого снаряжения, где и в каких случаях оно может быть использовано, какая будет применена техника и тактика на наиболее сложных местах маршрута, режим и регламент движения.
При помощи опроса и данных предварительных оценок и характеристик выпускающий получает представление об альпинисте, его подготовке и возможностях. Выпускающий, как опытный альпинист, возможно ходивший по этому маршруту, дает ряд советов по технико-тактическим вопросам в преодолении отдельных, наиболее трудных участков, дает участникам задачи на решение сложных ситуаций, которые могут встретиться на данном маршруте. Весь этот комплекс вопросов, связанных не только с техникой и тактикой преодоления маршрута, применением снаряжения, но и с характеристикой личности, его знаниями, опытом и способностями в альпинизме, склонностью к постоянной совместимости в группе, оказывает положительное влияние на коллектив, заставляет участников готовиться к встрече с выпускающим. Поэтому весь процесс выпуска является сильным фактором психологической подготовки непосредственно к спортивному мероприятию.
От опыта, знаний и требовательности выпускающего зависит и качество психологической настройки группы. То, что было не учтено, недооценено участниками во время подготовки, в этой беседе находит свое отражение. Заблаговременное знакомство спортсмена со всеми условиями восхождения вселяет в него уверенность.
Фактором психологического воспитания в этом плане являются также разборы восхождений. Во время разборов отмечаются не только положительные стороны в деятельности группы и каждого ее члена, но и недостатки в технике, тактике, организации и проведении всего мероприятия. Главным направлением в разборе является критическая оценка проведения мероприятия, в частности критическая оценка поведения товарищей и самокритичность. Здесь откровенно выясняются отношения друг к другу, обсуждается поведение каждого участника во время преодоления особенно сложных и опасных участков пути, дается коллективная оценка способностей каждого, его технико-тактической, физической и теоретической подготовленности, проявления им психологических качеств — воли, активности, дисциплинированности, решительности, коллективизма и др. После подобных разборов наиболее четко выясняются схоженность группы, отношения в ней и психологические качества каждого в отдельности.
Беседа группы с выпускающим и разбор проведенных учебно-тренировочных и спортивных мероприятий являются одним из основных методов психологического воздействия.
Действенным средством психологической подготовки к восхождению является разминка и врабатываемость.
Известно, что перед стартом у каждого спортсмена наступает предстартовое состояние. Этот психологический фактор сопровождается рядом эмоций как положительных, так и отрицательных. У одних спортсменов превалируют положительные эмоции, у других — отрицательные. Такое состояние наступает и у альпинистов перед выходом на маршрут, хотя внешне оно может и не проявляться в силу занятости спортсмена подготовкой к выходу. К положительным эмоциям можно отнести — хорошее настроение, бодрое состояние, уверенность, надежду, оптимизм. К отрицательным — плохое настроение, подавленность, недоверие к товарищу, пассивность в действиях, неуверенность, раздражительность.
Для создания положительных эмоций и снятия отрицательных проводят физическую разминку, которая служит средством “врабатываемости”. Научными исследованиями и практикой доказано, что “врабатываемость” перед какой-либо деятельностью дает положительный эффект не только со стороны физической подготовки, по и психологической стороны.
Известно, что качество и количество работы в самом ее начале ниже, чем спустя некоторое время. Это наблюдается как при физической, так и при умственной работе, в быту, на производстве, при спортивной деятельности и пр. В связи с этим часто говорят: “надо втянуться в работу”, “размяться”, “разогреться”, “вработаться”, “приспособиться”, “наладиться” и т. п.
Период времени, необходимый для того, чтобы “вработаться”, зависит от характера работы и индивидуальных особенностей человека.
Поэтому альпинистам после ночлега на бивуаке, перед выходом на маршрут, на рассвете, при низкой температуре, часто после неудобного положения и беспокойного сна необходимо разогреть организм упражнениями на растягивание мышц, координацию движения и др.
Разминка перед выходом на маршрут служит врабатываемостью, не только готовит мышцы к выполнению сложной работы, но и снимает некоторую психическую напряженность, собирает и мобилизует весь организм, создает хорошее деловое настроение, придает бодрость.
Психологические качества альпиниста воспитываются, главным образом, во время спортивной деятельности и чем больше у него практики горовосхождений, опыта борьбы с трудностями, технико-тактического мастерства, волевых качеств, тем выше его психологическая подготовка.
Воспитание личности через спорт, в частности через альпинизм — сложный и многогранный процесс, который может быть оптимально решен только совместными усилиями коллектива, тренера и самого альпиниста на базе общности цели, постоянного контакта и товарищеской помощи.
Развитие и совершенствование специальных психических качеств альпиниста.
Достижение высокого спортивного мастерства во многом зависит от уровня развития специализированных психических процессов и качеств, которые позволяют спортсмену реализовать свои физические и технико-тактические возможности. Каждый вид спорта имеет свои ведущие специализированные психические процессы и качества, уровень развития которых влияет на спортивный результат.
Анализируя спортивные результаты выдающихся альпинистов, таких как В. Абалаков, И. Кузьмин, А. Овчинников, С. Бершов, Б. Романов, А. Букреев, В. Хрищатый и др., можно установить характерные особенности психических процессов, высокий уровень которых позволил этим спортсменам добиться высоких спортивных результатов в альпинизме.
К наиболее важным психическим процессам, характерным для альпинистов, можно отнести: скорость реакции, чувство времени, ориентировка на местности (маршруте), чувство положения тела, чувство свободы движений, внимание, технико-тактическое мышление.
Скорость реакции
“Реакцией называется сознательное ответное действие, при котором спортсмен заранее знает о предстоящих действиях и заранее готовится ответить на них определенным образом” (П. А. Рудик).
Так, быстрота реакции у альпинистов проявляется во внезапном скоростном и уверенном действии одного из партнеров при срыве другого или при уходе от полета сорвавшихся камней. При действиях во время начала схода лавины или при попадании в нее или действии при срыве на скалах, льду, снегу и др. От быстроты действий на внезапный внешний фактор зависит успех страховки товарища или самостраховки (самозадержания).
Реакция человека на внешний раздражитель, может быть, простой или сложной. Простая — это реакция, вызванная заранее обусловленным и ожидаемым фактором. Например, спортсмен знает, что сверху сбрасывают к нему веревку или другой какой-либо предмет, от которого следует увернуться, но удержать его от дальнейшего падения. Внезапный срыв партнера требует сложной скоростной реакции, так как этот фактор может быть неожиданным. Для развития быстроты реакции используется ряд специальных упражнений по степени трудности, отвечающих специфике альпинизма.
Для развития скорости реакции следует:
• вырабатывать у альпинистов максимальное, быстрое и точное реагирование на предлагаемые различные раздражители — сигналы (зрительные и звуковые), восстановление равновесия при неожиданном его выведении действиями соупражняющегося, увертывание от летящих предметов (надувного, набивного или теннисного мяча);
• во время упражнений внезапно менять условия, на которые альпинист мгновенно должен реагировать быстрыми действиями, в том числе и силовыми;
• работать над ликвидацией скованности движений, напряженности, которые вызваны неправильной координацией движений или эмоциональным состоянием;
• учить альпинистов контролировать свои реакции по времени и управлять их быстротой; создавать у спортсменов четкое представление о длительности реакции. Одним из прикладных упражнений может служить “страховка” чурки, которую сбрасывают неожиданно.
Для развития скорости реакции на тот или иной раздражитель важно, чтобы альпинист ясно представлял сущность процесса реакции. Обычно спортсмены, выполняя мгновенные действия по типу реакции, не умеют расчленить эти действия (из-за их быстроты) на элементы, не представляют, из чего складывается структура реакции этого специализированного движения или действия, не могут выделить в сознании момент “ответа”. Упражнения для развития скорости реакции можно делать во время специализированных занятий, во время общей физической подготовки или утренней зарядки, но только после соответствующего разогревания с помощью упражнений на гибкость и растяжение, так как быстрые, резкие ответные движения и действия могут вызвать повреждение в неразогретых мышцах.
Восприятие
В спорте особенно важны пространственно-временные факторы, без которых немыслим анализ движений и специализированные мышечно-двигательные восприятия. Это — чувство времени, которое определяется особенностями протекания физиологических и психических процессов в организме. Уравновешенность процессов возбуждения и торможения создает предпосылки для удержания от несвоевременного движения.
Альпинист должен обладать высоким чувством времени при пребывании в пространстве какое-то время без второй или третьей точки опоры, восстановлении равновесия при его потере и т. п.
Как правило, это может случиться при скалолазании, преодолении ледовых и снежных участков, при переправах через реки и др.
Основными упражнениями в развитии чувства времени в пространстве могут служить упражнения на гимнастических снарядах (скамейки, гимнастическая стенка, наклонная лестница), на учебных скальных участках. Хорошим средством служат подвижные и спортивные игры, бег с препятствиями и др.
Ориентирование
Под этим термином следует понимать ориентирование в пространстве во время преодоления альпинистами участков пути разного характера и разной трудности. В этих условиях альпинист должен определить сложность пути, зрительно представить окружающие условия, при которых можно найти зацепы, точки упоров с использованием их во всех направлениях. Рассчитать возможности их использования, мысленно определить, в каком положении может оказаться тело, возможности установления равновесия при его потере, представить дальнейший путь при условии перемещения, возможности неоднократного использования точек опоры, необходимость применения специального снаряжения, обеспечение страховки и т. п.
Ориентирование включает в себя целый ряд психических процессов, связанных с мышлением, чувством уверенности или страха, с активными действиями, предположениями, представлениями и др. Спортсмены, у которых недостаточно развито чувство ориентирования, как правило, часто ошибаются в выборе наиболее простого и безопасного пути. Может быть так, что, пройдя определенный участок пути без каких-либо трудностей, альпинисты наткнутся на очень сложный участок, который не был предусмотрен, в то время как совсем рядом путь значительно проще, безопасней, но добраться к нему весьма затруднительно.
В горных условиях при ненастной погоде, во время тумана, снегопада, сильного ветра и дождя ориентирование затрудняется, теряется чувство местонахождения, точность представления дальнейшего пути.
Чувство ориентирования в альпинизме является важным фактором безопасности и его следует систематически развивать, постоянно контролируя самонахождение по отношению того или иного направления, практически применяя варианты изменения маршрутов на скалах, льду, снегу, изучая принципы скалолазания. С чувством ориентировки связано чувство положения тела.
Чувство положения тела
В практике альпинизма встречаются участки, когда тело принимает необычное положение. Можно оказаться в положении лежа, сидя, в наклонах и даже вниз головой, в висах, упорах и др. Эти положения часто оказываются исходными для перемещения тела в разных направлениях с последующими активными действиями, при которых снова положение тела меняется. Чувство положения тела в разных сложных условиях с применением технико-тактических действий следует систематически тренировать. Для этого надо использовать, прежде всего, гимнастические снаряды с упражнениями на изменение положения тела. Упражнения на брусьях, вертикальной и горизонтальной лестнице, на кольцах, прыжки через коня, стол и др. С успехом можно использовать сооружения на детских площадках, где есть места для пролазания, переползания, использовать “рейнские” колеса, лазание по деревьям и др. Все эти упражнения связаны с развитием целого ряда физических качеств, таких как сила, скорость, ловкость, гибкость и координация.
С уровнем развития чувства ориентировки и положения тела связано чувство свободы движений.
Чувство свободы движений
Одно из отличительных черт мастерства альпиниста — умение излишне не напрягаться, при длительных действиях в сложных условиях держаться свободно и непринужденно. Установлено, что чем выше класс альпиниста, тем у него больше свободы движений, тем более он ловок и вынослив. Свобода движений, прежде всего, зависит от умений спортсмена расслабляться после моментов напряжения, а следовательно, способность к быстрому восстановлению, способствующему сохранению работоспособности, силы и выносливости. Скованность всегда приводит к неточности движений, быстрой утомляемости и разрушению навыков. Основой для развития чувства свободы движений является овладение координацией и правильными техническими действиями, большой тренировкой. Каждому спортсмену следует научиться контролировать свои движения, чередовать расслабления и напряжения отдельных групп мышц. В обще-развивающих и специально-подготовительных упражнениях во время утренней зарядки чаще проводить смену упражнений, нагружая то одну, то другую группу мышц.
Внимание
Внимание — это направленность и сосредоточенность на одном или нескольких объектах. Наиболее важные свойства внимания — интенсивность и устойчивость. Альпинист во время передвижения по любому рельефу должен быть предельно внимателен. Если в каком-либо другом виде спорта потеря внимательности и сосредоточенности может привести к потере результата, то в альпинизме потеря внимательности может привести к несчастному случаю.
Без обостренного внимания трудно правильно воспринимать и перерабатывать информацию, продуктивно мыслить, своевременно реагировать на перемену обстановки и контролировать свою деятельность. Поддержание высокого уровня внимания требует большого расхода физической и нервной энергии. При утомлении организма внимание снижается вследствие охранительного торможения.
Устойчивость внимания определяется тем, что направленность психической деятельности не переключается на объекты, отвлекающие от решения основной задачи. Альпинисту весьма трудно сосредоточить внимание на каком-нибудь одном факторе, так как если не множество, то хотя бы несколько факторов, связанных друг с другом, действуют одновременно и выделить для сосредоточения внимания только один — невозможно. Например, при одновременном движении с партнером надо очень внимательно следить за своими техническими действиями, проявлять осторожность, чтобы не сбрасывать камни на ниже идущего, предвидеть ситуацию, обеспечивать самостраховку и быть готовым страховать товарища.
Все же в отдельных случаях допустимо сосредоточение внимания на двух или трех объектах. При страховке партнера, например, когда тот преодолевает сложный участок пути, при попеременном движении или забивании крючьев и т. д.
Чтобы с достаточной интенсивностью сосредоточить внимание на своих действиях во время учебно-тренировочных занятий или спортивных восхождений, альпинист должен выработать у себя постоянное стремление концентрировать восприятие и мышление на выполняемых упражнениях. Это стремление может быть основано только на интересе к упражнениям, к результатам своих действий, которые надо развивать. Следует отметить, что все упражнения для развития скорости реакции одновременно улучшают внимание альпиниста, так как требуют распределения внимания на двух, практически почти одновременных моментах: появлении раздражителя и действия на него.
В практике альпинизма приходится постоянно переключать внимание, чтобы реагировать на изменение обстановки.
Технико-тактическое мышление
В системе психологической подготовки альпиниста следует выделить технико-тактическое мышление, как специально направленный психологический фактор.
Мышление как процесс обобщенного отражения действительности протекает в сложной форме. Вместе с тем оно опирается на конкретные образы, отражающие предметы и реальные явления.
Мышление любого спортсмена во время его деятельности характеризуется тесной связью с восприятиями и представлениями. Необходимым условием успешного решения технических и тактических задач являются наблюдательность, зрительная память, воображение и другие психологические процессы. Тактическое и техническое мышление развивается у альпинистов главным образом в процессе учебно-тренировочных занятий и восхождений.
Волевая подготовка альпиниста
Важным фактором подготовки альпиниста является волевая подготовка. Высоких спортивных результатов можно добиться только при больших волевых напряжениях. И. М. Сеченов говорил: “Человек властен не только над своим телом, управляет не только своими поступками, но власть его распространяется даже на мысли, желания, страсти и пр.”. Альпинисту приходится все время преодолевать всевозможные трудности, в частности огромные длительные физические и психические нагрузки, утомление, в трудных условиях быстро оценивать обстановку и принимать решение. Деятельность альпиниста имеет сугубо волевую направленность, поэтому воспитание воли у альпиниста — одна из центральных проблем современной подготовки.
В повседневной психологии воля определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля личности проявляется не во всякой, а лишь в сознательно направленной активности, когда человек борется за достижение поставленной цели, соответствующей его нравственным принципам и убеждениям. Для всех волевых проявлений характерен один общий признак — сознательная борьба личности с трудностями, неизбежными при решении всякой более или менее сложной задачи, что выражается в целенаправленном регулировании поведения, деятельности. Следовательно, наличие воли у человека неразрывно связано с наличием значимых, важных для него целей и задач. Говоря о значении воли у альпинистов, следует отметить, что волевые усилия наиболее сильно проявляются тогда, когда альпинист обнаруживает дефицит энергии, необходимой для достижения цели, и сознательно мобилизует себя, чтобы привести свою активность в соответствие с теми препятствиями, которые надо преодолеть, чтобы добиться успеха.
Наблюдения и специальные эксперименты (А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, В. И. Селиванов, Ш. Н. Чхартишвили и др.) указывают на огромную эффективность волевых усилий в деятельности спортсмена.
Спортсмен, в частности альпинист, может и должен противостоять нежелательным последствиям, связанным с некоторыми видами психической напряженности, с эмоциональными перегрузками. Противостоять этому можно, лишь воспитывая волю, научившись управлять эмоциями и разумно преодолевать так называемые “эмоциональные стрессы”. Которые могут появляться у альпинистов в период больших напряжений, неудач и в особенности при сложных аварийных ситуациях, имея в виду, что стрессовое состояние возникает в результате острой эмоциональной напряженности, являющейся результатом воздействия на человека неблагоприятных факторов внешней или внутренней среды.
Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определенная совокупность ее свойств, характеризующая достигнутый уровень сознательной саморегуляции поведения.
Проявление волевых качеств у альпинистов находит свое выражение в компонентах, составляющих волевые свойства. Это целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, организованность, смелость, деловитость, самообладание и др.
Целеустремленность — главное волевое свойство, определяющее направление и уровень развития всех других проявлений воли личности. Верность своим идеалам, чувство коллективизма, желание внести свой вклад в общее дело — все это характерно для целеустремленности. Вокруг этого стержневого свойства личности, непосредственно связанного с направленностью, группируются другие свойства, характеризующие волевую активность.
Инициативность — умение по собственному почину предпринимать необходимые действия во время учебно-тренировочных и спортивных мероприятий, не надеяться только на других.
Решительность — умение принимать обдуманные решения и последовательно проводить их в жизнь. Это свойство должно быть присуще, прежде всего, руководителю группы.
Настойчивость — умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая темпа в борьбе с трудностями, возникающими во время восхождений.
Выдержка — умение затормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения, не поддаваться влиянию лиц, проявляющих неуверенность, малодушие, трусость и т. п.
Организованность — умение планировать свои действия и поступки, а главное — руководствоваться планом при исполнении — это чаще всего относится к тактическому выполнению планов восхождений.
Смелость — умение противостоять страху и идти на оправданный риск во имя поставленной цели, хотя этот риск должен быть обеспечен продуманным действием и надежностью в безопасности.
Деловитость — умение доводить продуманное дело до конца, невзирая на помехи и трудности.
Самостоятельность — умение следовать своим убеждениям, полагаться на собственные силы, не прибегать без нужды к помощи других, но всегда рассчитывать на поддержку товарища, взаимодействовать с ним и, прежде всего, рассчитывать на его страховку. В поведении альпинистов в группе проявляются и другие, не менее важные, волевые свойства: дисциплинированность, исполнительность и самообладание.
Умение преодолевать трудности исполнения — основной критерий для оценки волевого развития личности. Воспитанная воля — единство слова и дела. Бесспорно, что исполнение действия у воспитанного альпиниста — не автоматическая “разрядка” намерения в действиях, а глубоко осмысленный, творческий процесс, предполагающий не только мобилизацию волевой активности для преодоления встретившихся на практике трудностей, но и корректировку первоначального плана в соответствии с ситуацией.
- Автор:
- Иван Антонович
- Источник:
- "Всё об альпинизме"