Публикации
Архив публикаций
Монастыри Метеоры — доставка по воздуху
20 Август 2009
Когда-то подъем по отвесным скалам здесь совершался ради спасения души. Сегодня это развлечение для спортсменов-экстремалов
Метеора (Μετέωρα) — настоящий монашеский город, расположившийся рядом с городками Кастраки и Каламбака в удивительных по форме горах Фессалии, что в самом центре Греции. Это особое место, где каждый человек может почувствовать себя одновременно и очень маленьким, и очень большим; оценить величие человеческого духа и бренность человеческого тела.
Каменный лес
В Кастраки я приехала поздно ночью и сразу была поражена открывшимся необычным зрелищем: над спящим городом, словно стены какого-то древнего неприступного замка, нависали гладкие черные громады скал, освещенные ярким светом прожекторов. Рано утром я поднялась на крышу отеля, где была оборудована открытая терраса. В лучах утреннего солнца скалы и город у их подножия выглядели совсем по-другому. Сейчас в открывшейся картине было много простора и что-то очень благородное и торжественное. Быть может потому, что в дневном свете стали видны монастыри, венчавшие некоторые из вершин и наводившие на мысли о вечном.
Метеорские скалы — геологический феномен, над объяснением которого ломали голову многие ученые. Но наиболее правдоподобной считается версия, предложенная немецким исследователем Альфредом Филиппсоном (Alfred Philippson, 1864–1953). По его мнению, много миллионов лет назад на этом месте было русло глубокой и быстрой реки, впадавшей в море, которое плескалось на территории современной Фессалийской равнины. Тысячелетиями вода вымывала из донной породы известняк, оставляя более твердый песчаник. А 25–30 млн. лет назад в результате сильных геологических изменений вода ушла, обнажив долину и скалы в районе бывшей речной дельты. Эрозия и выветривание довершили создание необычных каменных скульптур, своей непостижимостью способных одновременно пугать и восхищать. С чем только не ассоциировали эти странные скалы: колонны базальта, лес гигантских окаменелых деревьев, пальцы дьявола… В них видели сходство с сахарными кубами, гигантскими сталагмитами, огромными обелисками, каменными часовыми и даже с поверхностью Луны — последнее из-за больших круглых отверстий, покрывающих серую поверхность некоторых скал. Они и вправду похожи на лунные кратеры.
Необычный пейзаж действительно производит сильное впечатление, а потому отзывы путешественников, побывавших здесь, всегда полны восхищения.
Нет ничего более необыкновенного и восхитительного, чем это фантастическое место. Никогда прежде я не видел ничего подобного. В Швейцарии, Саксонии, Тироле, да и во всех других горных областях, где я побывал, нет ничего, что могло бы сравниться с этими поразительными вершинами.
Так писал лорд Роберт Курзон (Robert Curzon, 1810–1873), английский путешественник и коллекционер рукописей, посетивший Метеору в 1834 году. Взглянув на любой современный туристический ресурс в Интернете, можно прочесть примерно то же самое, но написанное людьми XXI века. Да и не только написанное, но и спетое. Так, лишь одна фотография этих мест, увиденная в туристическом журнале, настолько впечатлила участников группы «Линкин Парк» (Linkin Park), что свой альбом 2003 года они так и назвали — «Метеора» («Мeteora»). Какой же силой должно обладать это необычное место, если одного только изображения его хватает, чтобы так «зацепить» человека? И каково будет увидеть все это не в журнале, а своими собственными глазами? Что касается меня, то я просто застыла в изумлении, стараясь не двигаться и даже не дышать, чтобы не спугнуть чудесное явление.
Парящие монастыри
Каких только поверий не наслушаешься об этих землях. Античные авторы селили тут кентавров, известных пьяниц и любителей женщин, которых они похищали у соседнего племени лапифов. А кто-то даже говорил, что в метеорских горах есть «Черная пещера» — вход в Тартар. Но эти скалы знамениты не столько языческими легендами, сколько православными монастырями — вторыми по значимости после афонских.
Отшельники поселились в этих горах ещё в Х веке. Первым из них считается некий Варнава (Βαρνάβα, Varnavas), построивший здесь небольшой скит Святого Духа (Σκήτη του Αγίου Πνεύματος). Постепенно скалы все больше обживались: подвижники селились в пещерах и расщелинах, проводя дни в созерцании и молитвах, надежно укрытые от непогоды и непрошеных гостей.
Поток монахов в эти края резко увеличился в XIV веке, когда турки начали свое наступление на Европу. Фессалия, и так измотанная постоянными войнами между христианскими монархами, к 1396 году была полностью завоевана османами. Спасаясь от войны и мусульман, в Метеору бежали уцелевшие от турецкой сабли обитатели разоренных греческих монастырей.
Среди них был и преподобный Афанасий Метеорский (Αθανάσιο τον Μετεωρίτη, St Athanasius the Meteorite, 1302–1380), который вместе со своим духовным учителем — старцем Григорием (Γρηγόριος Αγιορείτης, ум.1380) в 1334 году покинул Святой Афон и обосновался в этих краях. В житии Афанасия говорится:
[Место это] настолько дикое и суровое, что старец Григорий хотел вернуться назад, но святой Афанасий, зная Волю Божию о будущей славе этого места, убедил старца остаться.
Поначалу они поселились в ските Стаги («скит Капель», Σκήτη Σταγών). Но преподобный мечтал превратить Метеору во второй Афон — «монастырскую республику». И вот спустя некоторое время он вместе с четырнадцатью монахами поднялся на огромную скалу — Платис Литос («Широкий камень», Πλατύς Λίθος), возвышающуюся на 613 м над уровнем моря. Там Афанасий основал первый в этих местах монастырь — Большой Метеор (Μεγάλο Μετέωρο, Megalo Meteoro Monastery), то есть «висящий в воздухе». Отсюда и название этих мест — Метеора.
Великий Метеор был почти неприступен. Попасть в него можно было лишь по длинной лестнице, которую монахи убирали при малейшей угрозе. В течение XV–XVI веков Великий Метеор рос и креп, а на соседних скалах появлялись все новые и новые монастыри. Так образовалось уникальное «монашеское государство» со своим особым укладом жизни. Всего было построено двадцать четрые «парящих» монастыря. В каждом из них помимо монашеских келий, церквей и часовен были общая трапезная, кухня, погреб для хранения продуктов, цистерны для хранения воды (монахи собирали дождевую воду), костницы (оссуарии), а в некоторых монастырях ещё и библиотеки с богатым собранием рукописных и печатных книг.
Со временем вместо лестниц стали использовать специальное подъемное устройство: посетитель садился в сетку, привязанную к длинному канату, а монахи наверху крутили колесо, поднимая гостя в монастырь.
Смертельно хочется, хоть несколько раз в жизни, подобно птичке, трепетать в сетке, которую будут втаскивать на высоты, измеряемые 30 и 40 саженями и в то же время молиться Святому Крепкому.
Так писал архимандрит Порфирий (1804–1885), побывавший в Метеоре в 1859 году. А вот впечатления другого русского паломника, испытавшего на себе этот необычный аттракцион в 1896 году:
Мучительный подъем, канат постоянно раскачивался в разные стороны, и я вместе с ним, пока наконец-то не оказался наверху. Но меня уронили, когда тянули к деревянной платформе, и я оказался прямо над бездной. Я в ужасе закрыл глаза и чуть было не потерял сознание.
Сейчас из двадцати четырех монастырей действуют только шесть, и попасть в них можно не столь экстремальным способом. В 1920-е годы отдельно стоящие скалы, на которых располагались монастыри, соединили мостами, а в самих скалах вырубили ступеньки. В 1958 году к Метеоре проложили хорошую автомобильную дорогу. Вообще, греческое правительство очень бережно относится к этому месту. В монастырях вот уже более тридцати лет идут реставрационные работы: укрепляют кирпичную кладку, очищают и реставрируют фрески, восстанавливают брошенные и пустынные постройки.
У скалолазов свой крест
Каждый, кто живет около моря, умеет плавать. Каждый, кто живет около скал, умеет по ним лазить. Не удивительно, что для жителей Кастраки и Каламбаки альпинизм — свой, «домашний» вид спорта, приносящий, кстати, немалый доход. В Метеоре проложено около 700 скалолазных маршрутов, работает несколько специализированных школ с квалифицированными инструкторами, выпускаются гиды-путеводители, проходят международные соревнования, а местные гостиницы, кемпинги и просто сдаваемые внаем квартиры в любое время года имеют свою клиентуру, хотя, без сомнения, поток спортсменов несравним с потоком туристов. И, конечно, здесь есть свои местные, «скалолазные» легенды. Вот одна из них.
В 1348 году сербский царь Стефан Душан (Стефан Урош IV Душан Немањић, ок. 1308–1355) в честь присоединения к своему государству Эпира и Фессалии приказал установить на вершине одной из пустующих метеорских скал металлический крест. Скала эта впечатляет до сих пор: трехсотметровая, монолитная, вертикальная и гладкая со всех сторон. Не каждый современный альпинист сможет покорить такую трудную вершину, даже обладая всем необходимым снаряжением и накопленным годами опытом. А уж без страховки мало кто даже просто подумает о таком восхождении. Однако в далеком XIV веке какой-то отчаянный скалолаз все-таки смог взобраться по отвесной стене, используя только собственные руки и ноги. Предполагают, что, достигнув вершины, храбрый малый поднял крест наверх с помощью веревки, а потом спустился вниз, привязав её к какому-нибудь дереву на вершине. Подвиг чудо-скалолаза восхищает и вдохновляет любителей экстрима до сих пор. Скептики, правда, считают, что разгадка тайны заключается лишь в том, что за прошедшие несколько веков рельеф поверхности скалы изменился, сделав её более неприступной, чем раньше.
Крест Стефана Душана был виден с земли еще в 1930-е годы, но потом от времени и ветра он повалился на скальную площадку, где и пролежал более тридцати пяти лет. В 1975-м в Метеоре шли киносъемки с участием вертолета. «Киношники» не упустили возможность и попросили летчиков посадить машину на ту самую неприступную гору. Там легендарный крест лежал в целости и сохранности. Его спустили и передали в монастырь Святого Варлаама. Я не знаю, какой фильм снимали тогда, но он, естественно, был не единственным. Декорации-то просто фантастические, как раз для приключенческого фильма. В 1981 году около монастыря Святой Троицы — самого недоступного и оттого самого живописного, решили снять один из эпизодов эпопеи о Джеймсе Бонде («Только для твоих глаз», «For Your Eyes Only») с Роджером Муром (Roger Moore). Но монахи отказались позировать для аморального, по их мнению, голливудского боевика и закрыли ворота. Съемочной группе пришлось поспешно возводить декорации чуть в стороне и проводить съемки там.
Переливы святости
Чтобы лучше почувствовать величие метеорских столпов, нужно увидеть их в мягком золотистом свете рассвета, днем, когда прямые солнечные лучи скрадывают тени, на закате, когда серые громадины вспыхивают багряно-красным, и ночью, когда яркий свет прожекторов выхватывает из темноты грандиозные силуэты. Чтобы действительно оценить подвиг отшельников и монахов, строящих кельи и каменные монастыри в таком необычном месте, нужно самому взобраться по одной из скал, пусть даже на небольшую высоту и под присмотром инструктора, ощутить прохладу камня под своими руками и почувствовать гладкую пустоту внизу.
Чтобы лучше понять значимость этого монашеского центра для Греции и всего православного мира, нужно не жалея ног ходить от монастыря к монастырю, заходить в церкви, которым уже более шестисот лет, изучать древние фрески, иконы и святые реликвии. Чтобы никогда не забыть Метеору, достаточно просто один раз взглянуть на сказочный каменный лес и красные шапки монастырей, парящие где-то высоко-высоко, между небом и землей.
- Автор:
- Татьяна Козаченко
- Источник:
- <a href="http://www.vokrugsveta.ru/" target="_blank">www.vokrugsveta.ru</a>