Рассылка новостей



Яндекс.Метрика

Публикации

Архив публикаций

Легенды Алатоо. Вечные леса Арсланбоба

25 Сентябрь 2012

Ферганский хребет отделяет холодные высокогорные плато центрального Тянь-Шаня от знойных равнин Ферганской долины. Уникальные климатические условия на границе воздушных масс сохранили на южных склонах хребта реликтовые леса королевского или грецкого ореха общей площадью около 700 тысяч гектаров, возникшие, по мнению ученых, еще в палеогене – более пятидесяти миллионов лет назад. Один из самых крупных массивов орехового леса распростерся вдоль скальных кряжей Бабаш-Ата, окружающих горный поселок Арсланбоб – известное во всей Средней Азии священное место, овеянное множеством преданий.

ЛЕГЕНДА О ГРЕЦКОМ ОРЕХЕ

Ядро грецкого ореха по внешнему виду напоминает человеческий мозг – два полушария, испещренные извилинами. Не удивительно, что в древние времена эти орехи, обладающие множеством целебных свойств, в числе которых есть и способность стимулировать умственную деятельность, считались священными. Например, жрецы Вавилона запрещали употреблять их в пищу простым смертным, чтобы те в своих помыслах не превосходили властителей.

В Древней Греции дерево ореха было связано с магическим культом Артемиды – лунной богини охоты и покровительницы лесов. В Ветхом завете часто упоминаются целительные орехи, привезенные в Палестину из Персии.

В средние века орехам приписывалось родство с нечистой силой, из-за того, что выделяемые их листвой эфирные масла подавляют жизнь других растений. Под кронами орешин не растет трава, и человеку нельзя ложиться спать, потому, что его сон будет беспокойным, а утром он встанет в плохом настроении или с головной болью. В некоторых районах Кавказа побеги орешин до сих пор используют для рыбной ловли в горных ручьях, оглушая форель их дурманящим соком.

Поразительны так же и урожайные свойства дерева. Хотя плодоносить оно начинает только в двадцатилетнем возрасте, зато, достигнув «зрелого возраста», может приносить 200-400 килограммов плодов каждый год, доживая при этом до трех сотен лет. По сведениям ботаников, на склонах Ферганского хребта встречаются орешины возрастом около 800 лет, достигающие тридцатиметровой высоты и диаметра ствола больше двух метров.

Не мудрено, что издревле люди не верили в естественное происхождение ореховых лесов, считая их даром божественных сил. Одна из легенд Арсланбоба говорит, что эти места – остаток райских садов, которые Всевышний завещал оберегать и культивировать некому праведнику, наделив его для трудов вечной жизнью.

Современная наука считает областью изначального распространения дикорастущих орехов горные уголки довольно обширного региона – от Таиланда, Гималаев и Тибета, включая Тянь-Шань, Афганистан, Иран, Закавказье и до побережья Средиземного моря. Однако жители Ферганской долины, которая еще тысячу лет назад была со всех сторон окружена густыми ореховыми лесами, убеждены, что изначальная родина этих деревьев находится именно здесь.

Согласно легенде, когда Александр Македонский в походе на Согдиану остановился в районе современного Ходжента, где построил крепость Александрию Крайнюю, он посылал на восток отряды разведчиков для поисков пути в Индию. Вернувшиеся из походов солдаты принесли с Ферганских гор чудесные орехи, которые помогли избавить македонские фаланги от неизвестной болезни. Поэтому Александр на обратном пути велел взять с собой орехи в числе ценнейших трофеев и посадить в Греции.

Легенда могла иметь под собой вполне реальную основу. Известно, что недостаток йода в воде, который наблюдается во многих регионах Средней Азии, вызывает хронические заболевания, из-за чего, например, в современном Узбекистане употребляют в пищу йодированную соль. Греческие войска во время длительного пребывания в Согдиане могли подвергнуться дефициту йода, лекарством от которого, возможно, послужили настои из кожуры или ядер недозрелых орехов, чрезвычайно богатых йодом, витаминами и минеральными соединениями.

На Руси орехи стали называть грецкими именно потому, что их привозили греческие купцы, хотя в средние века культурные плантации деревьев, получивших название Juglans regia – орех королевский, начали распространяться по всей Европе, в результате чего отдельные их сорта достигли даже Норвегии. Но легенда, сохранившаяся в Арсланбобе, гласит, что плодовые и ореховые леса на горных склонах вырастил местный праведник, за свое трудолюбие получивший сказочное долголетие.

ЛЕГЕНДА О ЗАВЕТНОЙ КОСТОЧКЕ

Арсланбоб, на разных языках тюркских народов называемый также Арстанбап, Арыстан-баб и еще множеством имен – легендарный святой, почитаемый во множестве уголков Средней Азии. По-преданию, прожив на земле много сотен лет, он изучил основы тридцати трех религий, но признал правильным только ислам. Став одним из самых верных сподвижников пророка Мухаммада, он прославился смелостью в битвах за веру, за что получил свое прозвище – Лев.

Когда пророк Мухаммад собрался покинуть мир, он собрал самых близких последователей, чтобы спросить, кто из них может передать аманат – тайное поручение, обязательство и благословение будущему подвижнику и святому, который должен явиться через четыреста лет. Много раз он вопросил об этом, но его сподвижники молчали, потому, что боялись не выполнить завещания, просто не дожив до нужного времени. Наконец вызвался Арсланбоб, который знал о своем долголетии. Хотя и его обуревали сомнения. «Как же я, о, посланник Аллаха, найду и узнаю того, для кого предназначен твой дар?» – спросил он. – «Не беспокойся об этом», – ответил Пророк – «Он сам тебя найдёт и узнает».

Аманатом, полученным от Мухаммада, был сладкий плод. По разным версиям легенды это был сушеный финик, инжир или хурма. Арсланбоб, получив его, тотчас отправился в бесконечные странствия по свету, в которых, чтобы не потерять бесценное сокровище, хранил его во рту, под языком. Наконец, спустя четыреста лет, в окрестностях древнего города Отрар у берегов реки Сырдарья, где святой, став отшельником, промышлял охотой в степи, к нему однажды привели мальчика из благочестивой семьи, пожелавшего стать его учеником. «Чему же я могу тебя научить?» – спросил неразговорчивый отшельник одиннадцатилетнего подростка, который, по словам его родителей, уже знал наизусть Коран и Хадисы. «Сначала, дедушка, отдай мне то, что у тебя под языком» – ответил мальчик, который, согласно преданию, был ни кем иным, как Ахмадом Яссави – будущим великим учителем суфизма, распространившим ислам среди кочевых тюркских народов.

Когда Арсланбоб отдал ему то, что осталось от некогда сладкого плода, маленький Ахмад, рассмеявшись, сказал: «Что же ты, дедушка, самое вкусное съел сам, а мне оставил только косточку…»

Притча, известная всем последователям суфизма ордена Яссавийя, содержит пронзительный смысл. Во-первых, слова «отдай мне то, что у тебя под языком» – означают, прежде всего, тайное учение, лежащее глубже слов, языка, письменных текстов и их поверхностных толкований. Это и живая традиция передачи знания-благодати от учителя к ученику, существующая в суфизме. Во-вторых, шуточный упрек Ахмада вовсе не был упреком. Сочный плод, растаявший без остатка во рту долгожителя за четыреста лет – это земная жизнь человека. Какой бы она не казалось сладкой, но вкус ее исчезает без следа. Зато косточка – символ будущей вечной жизни, дарованной Всевышним тем, кто имеет веру, чтобы прорасти в ней совершенным духом.

Мавзолей Арыстан-баба, почитаемый мусульманами всей Средней Азии, существует с XII века на берегу Сырдарьи, на руинах древнего города Отрар, разрушенного Чингисханом. Это священное место находится недалеко от величественного мавзолея Ахмада Яссави, построенного в 1397- 1399 годах по велению императора Маворауннахра Амира Темура вблизи города Яссы, современного города Туркестан в Южно-Казахстанской области.


Горы Арсланбоба

В поселке Арсланбоб, располагающемся в Джалалабадской области Кыргызстана, также существует мазар святого, удалившегося сюда, по одной из легенд, после того, как он выполнил поручение пророка. Здесь он и продолжил выращивать райские сады.

Существование мест почитания одного святого в разных, далеко удаленных друг от друга местах – случай довольно типичный для культовой практики в Средней Азии. Однако, людям, не знакомым с особенностями народных преданий, может показаться странным, как могут существовать целых две могилы человека, считавшегося бессмертным. Но логика мифов дает превосходный ответ. Во-первых, мазар – это совсем не обязательно могила в прямом смысле, а гораздо чаще кадам жой – место следа, место пребывания, то есть просто памятное место. Во-вторых…

ЛЕГЕНДА О ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

Смотритель мазара в Арсланбобе дословно пересказывает паломникам или туристам известную притчу про косточку, завершая рассказ тем, как благочестивый долгожитель, выполнив завет Пророка Мухаммеда, был, в конце концов, освобожден от бремени своих долгих лет и ангелы, посланные Всевышним, вознесли его на небеса. Зато то от простых людей в этих краях можно услышать совсем другую историю, согласно которой легендарный праведник, насадивший ореховые леса, и бывший учителем святого Ахмада Яссави, в последствии дожил почти до наших дней и был… басмачем.

- Он жил очень долго, но не старел, – рассказывают местные жители. – У него была седая борода и густые волосы, как грива у льва, но тело молодого богатыря. Ростом он был почти три метра, и мог носить на плечах быка. Когда русские пришли в Фергану, он стал другом царя и даже женился на русской, хотя она приняла ислам. Потом, когда большевики стали запрещать мусульманам правильную веру, он стал воевать с ними, в одиночку уничтожая красные отряды. Его не брали пули и не рубили клинки. Никак с ним не могли справиться, пока его жена не выдала врагам тайну, что на его теле есть одно уязвимое место – ступни ног. Тогда враги подстерегли его в горах, где он молился у священного камня. Подкрались, связали и стали бить по ступням, пока он не испустил дух в страшных мучениях…

У каждого уголка в окрестностях Арсланбоба есть собственное предание, среди которых встречаются очень древние, со множеством скрытых смыслов, и почти современные, по детски трогательные, но отражающие духовную жизнь народа. Здесь почитаются священные камни, рощи вековых орешин, торфяные озера, будто бы не имеющие дна, гигантский водопад Арсланбоб, низвергающийся с высоты в восемьдесят метров, и его живописный младший собрат, струящийся двумя ледяными потоками от подножия скал-близнецов.

Ослепительная красота первозданных мест будоражит воображение с той же силой, с какой она поражала тысячи лет назад. Священная слава разносится отсюда буквально на крыльях ветра. С неприступных, обледенелых скал постоянно срываются воздушные вихри, что летят сквозь лесные чащи, напитываясь ароматами пышных крон, и даже в самые знойные летние дни доносятся до равнинных полей Андижана и Ферганы.

Автор:
А. Кудряшов, 2007
Источник:
http://www.fergananews.com
---