Рассылка новостей



Яндекс.Метрика

Публикации

Архив публикаций

От дорожек к мультипитчам.

5 Март 2008

Вы уже не первый год занимаетесь скалолазанием, неоднократно были на естественных скалах, например в Крыму. Вы уже пролезли не одну шлямбурную дорожку где-нибудь в Никитах, или на Красном камне. Хочется еще что-нибудь такого интересного. Можно почувствовать себя настоящим альпинистом, покорителем больших стен, попробовав пройти длинный скалолазный маршрут – мультипитч.

Само понятие «мультипитч» произошло от английского multi-pitch. Multi – много, а pitch – это участок альпинистского маршрута от одной станции до другой. Наши альпинисты пользуются термином «веревка»:

– Длинный маршрут?
– Веревок десять – двенадцать.

Стандартная альпинистская веревка 50 метров (современные веревки делают по 60 метров), но длинна веревки, как участка маршрута – питча, может быть значительно меньше. Это зависит от рельефа, направления движения на маршруте, сколько есть снаряжения и т.д. Тем не менее, термином «веревка» пользоваться проще, чем длиной маршрута в метрах. На маршруте, особенно у начинающих альпинистов, много времени уходит на организацию станций, смену лидера, подготовку к прохождению участка (веревки), поэтому время прохождения маршрута зависит в большей степени от количества этих участков, чем от длины каждого участка.

Под термином “multipitch” иностранцы понимают любой маршрут длиной более одной веревки. У нас «мультипитч» – это маршрут, пробитый стационарными точками страховки (например шлямбурами) и подготовленный для прохождения свободным лазанием. В Европе уже довольно давно пробивают маршруты стационарными точками страховки. Это очень удобно: можно не брать с собой минимум тяжелого страховочного снаряжения, точки страховки надежны, нет проблем с ориентированием на маршруте. Можно сосредоточиться на лазании. Пробитые маршруты гораздо безопаснее классических, но и они требуют некоторых альпинистских навыков и снаряжения.

Выбор маршрута


Скала около Шаан-Каи, на нее проложен маршрут «День победы» – равномерно сложный изматывающий маршрут.

Мультипитчи, на европейский манер, оцениваются не по советской системе (1Б – 6Б), а по французской. Например, сложность “F6c, 6b obl.“ означает, что сложность самого сложного участка или участков маршрута 6c, но для «грязного» прохождения маршрута с зависами на точках, необходимо уметь лезть хотя бы 6b. Obl. значит obligatory – обязательный уровень лазания. При выборе маршрута, не переоценивайте свои силы. Мультипитч – это испытание на выносливость: вам предстоит пройти несколько веревок, причем отдохнуть между веревками толком не удастся. Если сложность веревки близка к вашему ред-поинту, то могут возникнуть большие проблемы. Веревка где-нибудь в середине маршрута – не лучшее место для насоса. В лучшем случае вы потеряете уйму времени, вися на оттяжках, в худшем, если не сможете пролезть участок, будете мучительно дюльферять. Уровень вашего он-сайта должен быть не ниже сложности мультипитча. В крайнем случае, не ниже обязательного уровня лазания. Ваша цель – пройти все участки маршрута он-сайт.

Второе на что следует обратить внимание при выборе маршрута – это на его длину, то есть количество участков и сложность каждого участка. Например, маршрут «Фактор страха» на скале Кошка в Симеизе длинной четыре веревки сложностью 5c, 6a, 6b, 6c, а маршрут «Голубая волна» на Куш-Кае длиной десять веревок, самая сложная из которых 6b+. «Голубая волна» гораздо сложнее. Еще если на маршруте подряд несколько сложных веревок, то они могут очень быстро вас вымотать, и на простые веревки до вершины может не хватить сил.


[Маршрут «День победы» – первая веревка]

Еще спросите у тех, кто уже ходил маршрут, на который вы замахиваетесь про его пробивку. Одни маршруты пробиты часто – через 2 метра, другие пореже. Например, у немцев принято бить шлямбура через 5 метров, а на простых участках еще реже. Они считают это безопасным. Например, на 900-метровой стене Джабаль Мишт в Омане на немецком маршруте (F7b, 7a obl.) на сложных веревках пробивка через 5 метров, а на простых (5c) – через 10-15. Верхняя некрутая часть стены и вовсе не пробита, там необходимо страховаться только своим снаряжением.

Снаряжение

Если идете мультипитч, то помимо базового скалолазного снаряжения (веревка, оттяжки, тапки, магнезия) придется брать и дополнительное.

[Профиль стены Джабаль Мишт в Омане. Перепад высот 900 метров.]

Во-первых поглядите на свои оттяжки: они должны быть 15-20 сантиметров длиной, короткие оттяжки удобны на скалодроме, но на маршруте нужны длинные, через них легче протягивать веревку. У обоих скалолазов должно быть страховочное устройство. Для организации станций понадобится две станционных петли и шесть муфтованных карабинов. Каждому понадобится самостраховка. Не пренебрегайте касками: мультипитчи лазают намного реже обычных скалолазных дорожек, на маршруте могут быть «живые» камни, а страхующий пристегнут самостраховкой к станции, и если чего, то увернуться не сможет. Обязательно возьмите с собой расходный реп-шнур. Если на маршруте возникнут проблемы, то из него вы сможете на шлямбурах навязать дюльферных петель и спуститься на твердую землю. Если маршрут длинный, то возьмите с собой аптечку первой помощи, телефон для связи.

[На маршрут питье удобно брать в таком бурдюке. Изотоник лучше воды.]

Подумайте о теплой одежде. Даже в Крыму внезапно набежавшие тучки, или налетевший ветерок, могут здорово испортить вам весь боевой настрой. На страховке вы должны отдыхать, а не стучать зубами от холода. На длинный маршрут обязательно возьмите с собой воду, а лучше изотонический напиток. В солнечную погоду на скале очень жарко. Потеряв драгоценную влагу, потеряешь и силы. Пить надо регулярно, понемногу, а не тогда, когда уже горло пересохло. Организм не в состоянии усвоить сразу много жидкости, человек – не верблюд. Пить надо по нескольку глотков, но каждые полчаса. Пришел на станцию – попил. Чтобы вода всегда была под рукой, удобно использовать специальные мягкие емкости с трубочкой, тогда не надо каждый раз снимать рюкзак.

Подумайте об обуви, в которой вы будете спускаться, если предстоит спуск через лес по крутым тропам. Возьмите фонари, вдруг маршрут окажется сложнее, чем вы предполагали, а в Крыму темнеет очень быстро. Не забудьте фотоаппарат. Конечно, снимать на маршруте крайне тяжело: надо все время лезть, или страховать, но если вы не поленитесь достать фотоаппарат и сделать пару кадров, то впоследствии точно не пожалеете, если конечно фотоаппарат не уроните.


[Не поленились взять фотоаппарат на маршрут, получился интересный кадр.]

Важно соблюдать четкий баланс между весом снаряжения и его необходимостью. Второму в связке придется лезть с рюкзаком. Важно, чтобы рюкзак был достаточно лёгким, но в рюкзаке должно быть все необходимое.

Тактика

Снаряжение собрано, а теперь вспомните, как им пользоваться. Еще раз отработайте, как вязать компенсационную петлю и делать станцию, отработайте спуск дюльфером по одинарной и двойной веревке. Представьте, как вы будете двигаться на маршруте, какие команды вы будете друг другу подавать. Рассчитайте, сколько времени вам потребуется для подхода под маршрут, само восхождение и спуск. Успеете ли вы до темноты? На маршруте сравнивайте реальные темпы продвижения с запланированными, следите за погодой. Только так вы сможете вовремя повернуть назад, а не когда проблема стала действительно серьезной.

Мультипитчи требуют от восходителей альпинистских навыков и тактического расчета. Адекватно оценивайте свои силы и удачи вам на маршрутах.

Автор:
Александр Топорков
Источник:
http://r-active.ru/
---