Рассылка новостей

Яндекс.Метрика

Публикации

Архив публикаций

Нас манят неизведанные дали…

4 Август 2009

Земля Семиречья – уникальный природный уголок, подобных которому на земле единицы. Интересен он тем, что объединяет в себе несколько климатических зон. Степи, каньоны, песчаная пустыня, зеленый оазис на берегу реки и глухое горное ущелье – такой маршрут мы наметили себе на три дня вместе с талдыкорганскими коллегами-журналистами.

Чарынский аттракцион

Рано утром два джипа покинули пределы Алматы и двинулись по Кульджинской трассе в сторону Чилика. В числе журналистской братии – видеооператор: очень уж хотелось увековечить себя на фоне красивейших мест.

Несмотря на то что эта дорога хорошо мне известна, в Чарынском каньоне я не была ни разу. Вид со смотровой площадки был просто потрясающим, но самые яркие впечатления ждали внизу, где протекает река Чарын. Извилистая дорога вела нас в самое сердце каньона, ее обступали причудливые фигуры, образованные горными породами за несколько десятков миллионов лет, – некоторые из них похожи на башни замка, другие – на странные геометрические фигуры. А вот, наконец, и река. В этом месте она широкая и полноводная, с бурным течением. На другой стороне возвышается высокая отвесная скала. Зрелище завораживает: неприступность и величественность…
Чуть ниже по течению – канатная переправа: держишься руками за ролик, который скользит по тросу, и несешься над водой к противоположному берегу. Аттракцион явно не для слабонервных.

Обратная дорога (вернее, последние ее сто метров) оказалась гораздо сложнее, чем спуск, – то здесь то там в шахматном порядке огромные ямы, из-за которых даже высокий джип легко может забуксовать на подъеме. Но мы благополучно преодолели все препятствия и поднялись наверх.

Деревянное озеро

Вдоволь налюбовавшись мрачными красотами каньонов, мы отправились в сторону Жаркента, а по пути заехали к священному дереву Киелi Агаш. Нашей целью на этот раз было озеро, смысл названия которого мне совершенно неясен. С одной стороны от него простирается песчаный бархан, с другой – растут камыши и редкие деревья. Говорят, что раньше здесь была роща, которая со временем ушла в песок и была затоплена водой. Так это или нет – утверждать не берусь, но название довольно красноречиво говорит за себя.

Мы подъехали к берегу, легко преодолев пески, – сказался опыт прошлых поездок. Оставаться здесь на ночь никому из нас не хотелось: дул довольно сильный ветер, и мы рисковали попасть в песчаную бурю, как уже однажды случилось. Но искупаться в теплой прозрачной воде в этот жаркий день было очень заманчиво. Мы плескались и скатывались в воду с высокого бархана, как с горки, до самого вечера, а как только солнце склонилось к закату, решили поискать другое место.
Вначале предполагали остановиться в санатории “Жаркент-Арасан”, но в последний момент сделали выбор в пользу дикой природы: провести вечер на берегу речки у костра показалось нам намного интереснее. Выбрали место для ночлега и разбили лагерь. Здесь под звездным небом, слушая шум реки, каждый из нас ощутил единение с природой, такой загадочной и непостижимой, отключился от всех проблем и просто отдыхал душой и телом. И даже хорошо знакомые песни под гитару звучали совершенно по-особенному.

Дальнейший наш путь лежал в сторону Джунгарского Алатау.

К вечеру все-таки добрались до предгорий, и тут не обошлось без экстрима.

По пути мою машину нагнал чабанский уазик, водитель которого красноречивыми жестами показывал на днище автомобиля. Вышли из машины и обнаружили, что из бензобака в три ручья льет бензин. Сюрприз, надо сказать, малоприятный. До ближайшей заправки около сотни километров по горным и степным дорогам. Серик – так звали чабана – предложил подняться к нему на стоянку, чтобы подручными средствами устранить течь. Выбора у нас не было, и пришлось воспользоваться гостеприимством хозяина степей.
Оказывается, предусмотреть все невозможно, но опыт таких поездок поистине бесценен. Каждый из нас отметил для себя, что, отправляясь в дальнюю поездку, кроме тросов, “крокодилов”, насоса и ремкомплекта для клейки колес, нужно еще брать “холодную сварку” – как выяснилось, вещь незаменимая. А пока за ее неимением пришлось воспользоваться хозяйственным мылом: способ старый и многократно проверенный.

Спустя полчаса проблема была устранена, и мы решили все-таки продолжить путь и спуститься в ущелье. А гостеприимные хозяева уже накрыли дастархан и звали нас выпить чаю на дорожку.

Когда-то в детстве дед с бабушкой рассказывали мне о том, что им часто приходилось ездить по степям и останавливаться на ночлег в чабанских юртах, так что о традиционном казахском гостеприимстве я много слышала, а вот сейчас воочию в этом убедилась. Мы сидели за столом, пили ароматный чай с молоком, ели домашнюю сметану, курт и хлеб, который сама испекла хозяйка Галия, разговаривали и испытывали настоящее блаженство после приключений, произошедших с нами за этот день. От Серика узнали, что это место называется урочище Уссек, дорога, по которой мы проезжали, – Кашама: когда-то здесь ездили еще монгольские воины, а горы прямо за стоянкой – Бекешке, что означает Козлиные горы. Каждая чабанская стоянка имеет свое название: Сартау, Кыйсыксай, Актасы, Жаркабак и далее – Уссек, так же, как и река, до которой мы планировали добраться до темноты. Оказывается, в 1970 году именно в Уссеке снимали популярную кинокартину “Кыз-Жибек”.

Лесные братья

Вскоре мы покинули гостеприимный дом чабанов и двинулись в сторону гор. Нам предстояло спуститься в ущелье по сложной горной дороге, которая местами то становилась очень крутой, то пересекала русло небольшой речки, то просто осыпалась под колесами джипов. То тут то там посреди дороги из земли вырастали огромные валуны, мешавшие проезду и грозящие пробить днища наших автомобилей. Приходилось смотреть в оба, чтобы не “поймать” такой камешек, иначе шансов выбраться отсюда у нас было маловато. Но с суровой действительностью примиряла неописуемая первозданная красота этих мест: стоящие стеной мрачные ели, освещенные заходящим солнцем и позолоченные последними лучами зеленые сопки, проглядывающие сквозь густые кроны деревьев. Затем ельник поредел, и на смену ему пришли лиственные деревья. Через несколько сотен метров мы уткнулись в шлагбаум временного пограничного поста “Уссекский”.

Встретили нас начальник заставы Кульсеитов Дамир и дежурный Туркеев Роман, попросили документы и поинтересовались целью нашей поездки. Как и у всех приезжающих сюда “туриков” – диких туристов, она была одна: отдохнуть на лоне природы и полюбоваться местными красотами. Как только все необходимые формальности были улажены, ребята-пограничники проводили нас на живописную поляну, которой и оканчивалась дорога.

От переполняющих впечатлений усталость как рукой сняло. Мы уже в который раз за эти дни разбили палаточный лагерь и взялись за приготовление ужина.

Ночь прошла у костра с песнями под гитару. Ребята составили нам компанию и долго рассказывали о своей походной жизни, о лазутчиках, пересекающих границу в поисках женьшеневого корня, о своем “лесном” быте. Поделились и самым сокровенным: как скучают по семьям, оставленным в далеком Жаркенте. Наш приезд был для них как “привет с большой земли”.

Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, подошла к концу и эта ночь, а утро следующего дня звало нас в обратную дорогу.