Публикации
Архив публикаций
Текелийская ступа
30 Апрель 2009
Вот уже несколько десятков лет историки и археологи изучают наследие древних буддистских миссионеров в Казахстане. Несколько лет назад их коллекция пополнилась ещё одним интересным артефактом – текелийской стелой.
Буддизм в Казахстане впервые появился в IX-XI веках, когда с Тибета от беспощадного правителя бежали многие монахи. Археологи находят на территории Казахстана немало статуй Будды, датируемых этими веками.
Вообще, свидетельств активной миссионерской деятельности буддийских монахов на территории Казахстана много. Большая их часть находится в Семиречье. Самые известные и общедоступные артефакты – в ущелье Тамгалы Тас. Не так давно археологи занялись детальным изучением ещё одного памятника средневекового буддизма – стелы близ города Текели.
Текелийская ступа
Историк из Жетысуйского экономического института М. А. Антонов в своей статье «Буддийское изображение на камне в местности Текели» очень подробно описал древнюю святыню: «На лицевой поверхности стелы видны следы первичной обработки. Сверху в центре самого камня находится углубление естественного происхождения, наполненное водой. По собранным этнографическим материалам стало известно, что вода в данном углублении держится круглый год и почитается местными жителями как святая вода.
В нижней части стелы находится рельефное изображение. Символичное изображение лотоса в верхней части стелы является схематичным рисунком индийской пагоды, такой, как Гапурам (надвратная башня) большого храма в Мадуре (XVII век) и большая пагода в Танджавуре (XV век). В нижней части камня изображено мифологическое животное. Аналогов с какими-либо памятниками найдено не было. Можно обнаружить стилистические сходства с отдельными скульптурами и изображениями. К примеру, с изваяниями Великого храма Шивы».
От себя добавим, что голова у животного напоминает драконью, а туловище – львиное. Кроме того, на верхней части стелы есть надписи, которые некоторые исследователи трактуют как шестизначную формулу «Ом-ма-ни-пад-мэ-хум», написанную калмыкским алфавитом («Покланяюсь тебе, Святой и Великомилосердный!»). В этой мантре, учат ламы, заключается суть счастья, процветания, знаний и смысл освобождения: «Ом» – сокровище в лотосе, «хум» – приветствие сокровищу в лотосе. Тибетцы верят, что простое повторение этих слов может подавить зло, обеспечить долголетие и достигнуть благословения.
Текелийская стела стоит в нескольких метрах от ворот в Коринское ущелье, также облюбованное древними буддистами.
- Текелийский камень науке почти не известен, – рассказывает известный казахстанский археолог, главный научный сотрудник Института археологии им. А. Маргулана Зайнолла Самашев. – Мы знаем только, что на нём есть изображение буддийской ступы. Там, вероятно, происходили магические обряды очищения. Потому что ступа – это материальное воплощение самого Будды. Согласно вере, все, кто входит в контакт с ней (видят её, обходят вокруг, совершают подношения), тем самым обретают огромные духовные заслуги, освобождаются от страданий. Но чтобы это происходило, необходимо немало потрудиться над её созданием.
Ламы утверждают, что энергетическая сила ступы беспредельна. Ее благословение распространяется с помощью всех стихий природы. Кто ступает на эту землю, получает благо.
Место перед входом в Коринское ущелье было выбрано древними не случайно – здесь оптимальным образом сочетаются все четыре стихии: вода, земля, ветер и огонь (Солнце). Археологи предполагают, что хребты бушующей Коры хранят ещё много загадок.
Одним из первых (в 1903 году) по устью Коры прошел первооткрыватель горы Белухи профессор первого в Сибири Томского университета, географ, ботаник, этнограф Василий Сапожников. В экскурсию по правому притоку Каратала он направился из Копала на лошадях.
«…Глубокая долина реки Коры с белой извилистой лентой реки, загороженной с обеих сторон хребтами, имеет очень тесный вход вниз по реке; отсюда и возникло киргизское название «Кора», что значит – «дверь». Подвигаясь правым (северным) берегом, около 5 часов вечера мы подошли к огромным отдельным камням, лежащим под обрывистой стеной хребта среди группы елей. Это Аулие-Тас, священные камни киргизов; почитание их сказывается и в том, что на соседних деревьях навешаны разноцветные ленточки. Немного дальше на той же стороне с высокой вертикальной ступени обрывается красивый водопад…».
Нам удалось побывать в этом месте. Водопад, описываемый Сапожниковым в «Очерках Семиречья», называется Бурхан-булак. Этот топоним также указывает на святость места. «Бурхан» указывает на то, что когда-то в ущелье находилось изваяние Будды; «булак» – родник или водоём. Из этого можно предположить, что, возможно, где-то на скалах Коринского ущелья зарастает мхом шестизначная формула счастья «Ом-ма-ни-пад-мэ-хум» или статуя Будды, высеченная несколько веков назад усердным монахом. К слову, эту надпись можно увидеть не только на Текелийской стеле, но и в урочище Тамгалы Тас, где изображены три образа Будды и бодисатвы (человека, стремящегося к просветлению).
- Автор:
- Алла Колесникова
- Фото:
- Игорь Логвин
- Источник:
- «Аргументы и факты Казахстан»